Апостольский дворец. Всемирно известные здания: как устроен Ватикан Мировые шедевры в дворцах Ватикана

Папский Дворец, также известный под именем Ватиканского или Апостольского дворца, представляет собой резиденцию святейшего Папы Римского в Ватикане. В официальных документах объект фигурирует под названием Палас Сикста V. ? Смотрите на карте.

Комплекс зданий включает правительственные римско-католические учреждения, Папские апартаменты, Библиотеку, несколько часовен, Ватиканские музеи. На третьем этаже расположились залы для аудиенций, в числе которых можно выделить Зал консисторий, Климентийский зал, папскую библиотеку (личный кабинет Папы для частных визитов), Большой и Малый тронные залы. Чуть выше занимают помещения сотрудники папского секретариата.

В общей сложности во дворце свыше тысячи помещений, в которых хранятся шедевры культуры: знаменитые фрески потолка авторства Микеланджело, Сикстинская капелла де Дольчи, а также Станцы Рафаэля.

До того момента, как столица Италии была перенесена в Рим, летней резиденцией Его Святейшества был Квиринальский дворец. В городе Кастель Гандольфо расположена летняя резиденция, другая находится в Латеранском дворце.

Все дороги ведут к Папскому Дворцу

Все улицы Ватикана ведут к Апостольскому Дворцу (Residenza Papale), который знаменит своими богато украшенными залами. В центре площади Пиацца делла Либерта высится непримечательный фонтан, который загораживает вид на собор. Над этим комплексом сооружений трудился Бернини. Площадь получила свое имя после процесса объединения Италии в 19 веке. Если дорогой читатель не относится к числу высокопоставленных членов свиты Папы, то замки дворца будут недоступными для осмотра. Посему путешественникам остается только наслаждаться фотографированием швейцарских гвардейцев: полосатая гвардия Ватикана по сей день предпочитает старинную форму одежды, которую шьют согласно эскизам Микеланджело.

Во дворце можно насчитать 20 дворов, свыше двух сотен лестниц, 12 тысяч комнат. Неправильный четырехугольник, простирающийся с юга на север, имеет восточный продольный и западный фасады, образованные двумя галереями, которые объединяют Ватикан с Бельведером. Между ними находятся галереи Браччио Нуово и Библиотечная на три двора. Ближайшим к Ватикану зовется Бельведерский. Третий двор украшен садом Джиардино делле Пинья. Другой крупный сад Джирардино Понтифико лежит западнее дворца, на склоне холма. Именно там Пирро Лигорио построил виллу Папы Пия IV.

Бельведерский дворец

Во дворце Бельведера в настоящее время расположен Музей Пия-Климента. В музейный комплекс ведут два вестибюля: круглый, с которого открывается панорама на Рим, и четырехугольный с известным бельведерским торсом Геркулеса. В непосредственной близости с круглым вестибюлем можно встретить статую мифического охотника в зале Мелеагра. Отсюда туристы попадают во внутренний двор, который окружает портик с 16-ю поддерживающими колоннами. Под портиком установлены алтари, саркофаги, барельефы, купели в античном стиле. В нишах расставлены узнаваемые статуи: Лаокоон и сыновья, Меркурий, Персея Канова, Аполлон Бельведерский.

За ним следует галерея Статуй, где выделяются памятники Аполлон Савроктонский, Спящая Ариадна, Купидон Пракситель. Проходя через зал Зверей со статуями оных, можно попасть в зал Муз. Помещение, окруженное 16-ю колоннами из мрамора, содержит статую Аполлона Массагетского и муз, обнаруженных в Тиволи. Далее следует Круглый зал со статуями Геркулеса, Цереры, Юноны и Антиноя; зал Греческого креста, где покоятся Св. Констанция и Елена.

Далее лестница ведет нас в Египетский музей, который был основан еще Папой Пием VII. Чуть дальше, на втором этаже, находится Этрусский музей, галерея Канделябр. Музей был создан по инициативе Григория XVI. Он знаменит богатейшими экспонатами древнеиталийской культуры, хранящимися в 13 залах.

Кто-кто, а уж Папы Римские точно умеют жить красиво. Их резиденция в Ватикане состоит не из одного, а сразу из нескольких зданий, которые объединяются в комплекс Апостольского дворца. Аполлон Бельведерский, Сикстинская капелла и Станцы Рафаэля - все эти шедевры находятся в Ватиканском дворце.

Апостольский или, как его часто называют, Папский дворец находится в Ватикане и состоит из нескольких самостоятельных зданий, расположенных вокруг двора Сикста V. К ним относятся, например, непосредственно апартаменты Папы, Бельведерский дворец с расположенным в нем музеем Пия-Клемента, часовни, знаменитая Сикстинская капелла, Станцы Рафаэля, апартаменты Борджиа, а также несколько офисных помещений. Частью комплекса считаются и несколько галерей, среди которых - Браччо-Нуово и Браманте.

Апостольский дворец

Когда построили дворец?

Начало строительства Ватиканского дворца относится примерно к V-VI векам, хотя некоторые историки предполагают, что первый камень мог быть заложен еще раньше, во времена Константина Великого, то есть в конце III - начале IV веков. Как бы то ни было, уже во время коронации Карла Великого Папа Лев III жил во дворце на Ватиканском холме. Здание, правда, со временем пришло в запустение, и вплоть до авиньонского пленения пристанищем Папам служил Латеранский дворец в Риме.

На протяжении 70 лет Папы томились в Авиньоне, а в конце XIV века вернулись, чтобы снова поселиться в Ватикане - теперь уже насовсем. До конца XIX века Папы располагали, в том числе, и летней резиденцией в Квиринальском дворце в Риме, где сейчас квартируется президент Италии.

В Бельведерском музее находится «Страшный суд» Микеланджело

Дворцовый комплекс отстраивался постепенно. Во второй половине XV века на месте бывшей Великой капеллы была построена Сикстинская капелла. Над ее созданием трудился итальянский архитектор Джордже де Дольчи. Здание знаменито благодаря прекрасным фрескам кисти Сандро Ботичелли и Микеланджело. А чтобы посмотреть на знаменитый «Страшный суд» на алтарной стене, в Ватикан ежедневно приезжают тысячи туристов.

Мировые шедевры во дворцах Ватикана

В конце XV века на Ватиканском холме вырос Бельведерский дворец. Над ним работал архитектор Донато Браманте - тот самый, который приложил руку к созданию собора Святого Петра в Риме. В конце XVIII века по приказу Климента XIV и Пия VI во дворце расположили музей Пио-Клементино. Он знаменит своим квадратным двориком, где расположены всемирно известные скульптуры. Именно здесь можно увидеть Аполлона Бельведерского, мраморную копию середины II века нашей эры. В одной из ниш сада находится композиция «Лаокоон и сыновья», которую реставрировал Микеланджело.

Лаокоон и сыновья

Донато Браманте начал строительство лож, которые позже расписал Рафаэль с учениками. Рядом с ними находятся и Станцы Рафаэля, над которыми художник трудился по приказу Папы Юлия II. В то время будущему гению было всего 25 лет, и этот заказ стал отправной точкой для юного дарования. Почти 10 лет он работал над созданием фресок, которые сегодня считаются одним из величайших произведений искусства времен Ренессанса. Неподалеку от лож Рафаэля на третьем этаже дворца находилась картинная галерея, которую в начале XX века переместили в Бельведерский дворец. Сейчас Ватиканская пинакотека располагается в отдельном здании. На стенах можно найти шедевры Рафаэля, Леонардо да Винчи, Тициана.

В дворцовый комплекс Ватикана входят еще несколько музеев. В начале XIX века Папа Пий VII основал музей Кьярамонти. В нем собрана внушительная коллекция античных скульптур, среди которых, например, тот самый Нил с 16 детьми-притоками. Папа Григорий XVI чуть позже основал Египетский и Этрусский музеи. Собрание, конечно, уступает коллекции знаменитого Египетского музея в Берлине, но и в нем хранятся интересные находки, например, скульптура Рамзеса II на троне и статуя Уджагорессента (жреца, жившего в VI веке до нашей эры) без головы. Особое место в структуре Ватиканского дворца занимает апостольская библиотека, где хранится больше полутора миллионов печатных книг и около полутора сотен рукописей эпохи Возрождения.

Нил с детьми

Апостольский дворец ассоциируется с обращением Папы. Именно отсюда каждое воскресенье понтифик вещает для паствы. Из окна кабинета дворца вывешивается личный флаг Папы (разрабатывается для каждого отдельно), а затем все собравшиеся могут узреть понтифика лично.

Ватиканские дворцы

Ватикан - резиденция главы католической церкви папы римского - расположен на одном из живописнейших холмов древнего Рима. Он обнесен каменными стенами и в настоящее время располагает небольшой территорией. Ватикан включает в себя собор святого Петра, площадь перед ним, папские дворцы и сады, Латеранский дворец и загородную резиденцию папы Ватикан чеканит собственную монету, издаст газету, имеет почту, мощную радиостанцию и даже тюрьму.

Начало строительству Ватикана было положено в IV веке, когда первый христианский император Константин на Ватиканском холме (древнеримские жрецы занимались там «ватиканиями» - предсказаниями) построил небольшую церковь святого Петра. Неподалеку от нее была сооружена скромная резиденция для первосвященника и его приближенных, которые жили в ней лишь в дни больших религиозных праздников. Постоянным местопребыванием римского папы был в то время Латеранский дворец. В 756 году король франков Пипин отвоевал у лонгобардов Римскую область и подарил ее папе, тогда и было основано папское государство.

В IX веке на Ватиканском холме были возведены мощные крепостные стены, способные выдержать долгую осаду неприятеля (чаще всего своих же прихожан, доведенных до отчаяния поборами и разгулом насилия). Резиденция первосвященника подверглась лишь частичной реконструкции, новая, более пышная папская обитель была построена здесь только в конце XIII века папой Николаем III.

Особенно широкий размах строительство в Ватикане приобретает после авиньонского пленения пап, которое продолжалось 70 лет. Перебравшись из Авиньона в Рим, папы поселились в Ватикане, и с 1377 года он стал их постоянным местом жительства.

Ватиканские дворцы часто называют убежищем мира древнего, начиная с изящного внутреннего портика, воздвигнутого по рисунку Рафаэля Санти; с караульных, одетых еще по прихоти Микеланджело, до богатых галерей с множеством великих и бесценных произведений. Все здесь мерцает величием и восторженной любовью к искусствам.

В прежние века самое упоительное посещение Ватикана было вечером. У подножия портика стояли швейцарские охранники, встречающие чужестранца с факелами в руках и провожающие его до галерей. И вот тогда представали перед изумленным путешественником картины, впечатление от которых было несравненно прекраснее, обольщение нежнее, действие разительнее, чем все это выглядело днем. Ничто не возмущало мысль при созерцании ни с чем не сравнимой роскоши, лишь журчал, разливая слабый плеск, прекрасный Бельведерский фонтан, да лунный свет украдкой проникал в портики.

В XV веке папе Николаю V пришла мысль заменить старый Ватиканский дворец новым - более обширным и богатым. Не разрушая старых сооружений, архитекторы и строители сначала начали реконструкцию северного крыла дворца. В это перестроенное здание вошли будущие апартаменты Борджиа и станцы Рафаэля.

Третий и четвертый этажи бывшей военной башни были переделаны под капеллу, которая позднее получила название «Никколина» - по имени папы Николая V, который в самом начале своего понтификатства сделал капеллу своей личной молельней. Правые гладкие стены капеллы сначала были прорезаны продольными окнами, но потомокна были заложены. Для украшения ее папа пригласил флорентийского живописца фра Беато Анжелико, которому в работе помогали его любимый ученик Б. Гоццоли и еще три ученика, имена которых известны только по этой работе.

Все фрески капеллы в основном были расписаны самим Беато Анжелико, его помощники выполняли лишь второстепенные работы. Три стены капеллы «Николлина» были расписаны историями из жизни святого Лоренцо и святого Стефана, а четвертая стена была оставлена под алтарь.

Около 1492 года папа Александр VI Борджиа поручил известному живописцу Пинтуриккио украсить росписью свои покои, которые занимают шесть небольших залов. К работе над росписью папских покоев Пинтуриккио привлек много своих учеников, благодаря чему работа была выполнена в короткий срок.

Выбор сюжетов для росписи во многом был определен самим папой, залы так и названы по сюжетам росписей - Зал сивилл, Зал таинств веры, Зал жития святых, Зал наук и искусств, Зал мистерий и Зал римских пап.

Наиболее интересной фреской является «Диспут святой Екатерины Александрийской». Выбор этой темы скорее всего не был случайным, ведь святая Екатерина считается защитницей незаконнорожденных детей. Может быть, Александр VI Борджиа выбрал эту тему, чтобы защитить детей римских пап, а главное - узаконить их привилегии.

Действие фрески происходит на фоне обширного пейзажа с голубыми холмами, зелеными лугами и причудливыми нагромождениями скал. В центре композиции высится фантастическая триумфальная арка, которая отделяет передний план фрески от заднего. Арка украшена изображением быка - эмблемой дома Борджиа.

Слева на траве под балдахином сидит окруженный философами император. Прямо перед ним с распущенными белокурыми волосами стоит святая Екатерина и застенчиво перечисляет доводы в защиту своих суждений. С правой стороны фрески изображена красочная толпа, которая присутствует на диспуте.

Пинтуриккио, как словоохотливый рассказчик, вводит в сюжет множество персонажей, которые с ним как будто не связаны. Здесь и всадник на великолепном белом коне, и стоящая перед ним борзая собака, и парящие в небе куропатки…

Следующий папа, Юлий II, обладая незаурядной энергией и упорством, сумел заставить работать в Ватикане трех великих гениев эпохи Возрождения - Донато Браманте, Рафаэля Санти и Микеланджело Буонаротти.

Донато Браманте был назначен главным архитектором и сразу же приступил к реконструкции папских дворцов. Он решил Ватиканский дворец посредством длинных галерей соединить с Бельведерским, построенным на самом высоком месте. Склоны же холмов предполагалось превратить в террасы, спускающиеся к нижней центральной площадке. По замыслу архитектора эта площадка должна была служить ареной для различных турниров и показа различных представлений и спектаклей.

Во дворике Бельведерского дворца папа Юлий II поставил знаменитую скульптурную группу «Лаокоон» и статую Аполлона (впоследствии получившего название Бельведерского) - создание Лиохара, придворного скульптора Александра Македонского. Первоначально скульптура была выполнена в бронзе, но до наших дней она сохранилась только в римской мраморной копии.

Статую нашли в XV веке в Анцио, и она сразу же стала собственностью Юлия II - тогда еще кардинала Ровере. «Аполлон» Лиохара изображен в торжественной, несколько театральной позе. Прекрасное тело греческого бога венчает горделиво посаженная голова, чуть поднятая вверх и резко повернутая влево.

Идеально красивое лицо оживлено взглядом чуть-чуть асимметрично посаженных глаз. В правой руке Аполлон держит лук; в левой - по предположениям некоторых искусствоведов - была ветка лавра - символ чистоты. Переброшенный через плечо и обвитый вокруг руки плащ падает вниз тяжелыми торжественными складками.

«Лаокоона» нашли в 1506 году на месте разрушенных терм императора Тита, и статуя сразу же стала собственностью Ватикана. Это прославленное произведение упоминалось еще в трудах Плиния Старшего. По его словам, она была выполнена в I веке до н. э. тремя прославленными родосскими скульпторами - Агесандром, Афанадором и Полидором.

В скором времени к этим статуям прибавились новые археологические находки, но именно они явились той песчинкой, вокруг которой через несколько веков образовалась целая жемчужина - Ватиканские музеи.

Юлий II, вступив на папский престол в 1503 году, не захотел жить в резиденции папы Александра VI, своего предшественника и бывшего конкурента. На втором этаже Ватиканского дворца он решил сделать свои рабочие комнаты, для росписи которых были собраны лучшие художники из всех городов Италии, а в середине 1508 года, по предложению Браманте, из Флоренции был вызван молодой Рафаэль. Ему было тогда 25 лет.

Приехав в Рим, Рафаэль попал в исключительно благоприятную для себя творческую обстановку. При папском дворе он получил возможность встречаться с выдающимися людьми - поэтами, писателями, художниками, учеными-гуманистами.

Так называемые «станцы Рафаэля» - это расположенные друг за другом три комнаты небольших размеров (в среднем 8х10 метров). Свою работу Рафаэль начал со Станцы делла Сеньятура. Роспись этой комнаты так понравилась папе, что он приказал тотчас сбить две фрески, сделанные там уже другими художниками, и продолжать роспись только Рафаэлю.

Рафаэль занимался росписями станц с 1508 по 1517 год - сначала сам, потом, загруженный заказами, он вынужден был все чаще прибегать к помощи учеников.

В библейские эпизоды, в сюжеты античной мифологии и сложные аллегории Рафаэль ввел портреты знаменитых людей прошлого и своих современников. Такое разнообразие образов и сюжетов надо было как-то объединить в одно целое. Особенно несовместимыми казались образы христианской религии и соседствующие рядом из языческой мифологии. Однако Рафаэль блестяще справился с этой задачей. Содержание фресок вышло далеко за пределы прославления церкви, светское начало во многом вытеснило религиозное.

В Станце делла Сеньятура хранилась папская печать. Росписи этой комнаты должны были продемонстрировать единство различных областей духовной деятельности человека: богословия, философии, поэзии и юриспруденции. Эти четыре темы отразились на стенах Станцы в виде отдельных сюжетных композиций - «Диспут», «Афинская школа», «Парнас» и «Юстиция».

Библиотека Ватикана является одной из самых богатых в мире по подбору древних манускриптов и книг. А по великолепию и роскоши своего помещения, может быть, это самая прекрасная библиотека. Здесь хранятся рукописи, испещренные миниатюрами дона Джулио Кловио, которого сами итальянцы называют «Рафаэлем миниатюры». С ними может соперничать разве только Часослов того же художника - истинная драгоценность, хранящаяся в Неаполе.

В библиотеке Ватикана находится и знаменитая фреска «Альдобрандинская свадьба». В Римской республике (по примеру греков) широкое распространение получил обычай украшать росписью интерьеры зданий. Правда, в Греции обычно украшались общественные здания, а в Риме стены своих домов или загородных вилл обычно украшали свободные разбогатевшие граждане.

Фреска «Альдобрандинская свадьба» была найдена в 1604 году на Эсквилинском холме. Снятая со стены, она была помещена в «сады Альдобрандини» папы Климента VIII (отсюда ее название). Только в 1818 году ее перенесли в библиотеку Ватикана. Долгое время (вплоть до раскопок в Помпеях и Геркулануме) эта фреска являлась лучшим памятником античной живописи. Многие выдающиеся художники (например, Н. Пуссен) с большим вниманием и любовью копировали ее.

«Альдобрандинская свадьба» изображает аллегорическую сцену подготовки к торжественной церемонии. На стене розовато-сиреневого цвета размещены три группы персонажей. В центре изображена обнаженная богиня, рядом с ней - закутанная в белое покрывало невеста, а у подножия ложа возлегает смуглый человек. Эти персонажи олицетворяют две аллегорические группы: богиня Афродита символизирует Убеждение, а Гименей - Брак. Афродита своими убеждениями должна сломить упорство невесты, Гименей - смуглый юноша с венком на голове - с невозмутимым видом ожидает начало свадебных торжеств.

Две группы персонажей с правой и левой стороны фрески изображают подготовку к свадьбе. Среди них особо выделяется женская фигура с лирой в руках. К сожалению, фреска сохранилась не полностью, и это во многом затрудняет ее правильное понимание.

Время во многом изглаживает следы и других фресок Ватикана, но они, даже не очень хорошо сохранившиеся, заслуживают того, чтобы ради них одних совершить путешествие в Рим.

Из книги Энциклопедический словарь (Г-Д) автора Брокгауз Ф. А.

Дворцы Дворцы – гражданские здания обширных размеров и художественного исполнения, назначаемые главным образом служит резиденцией владетельных особ и членов их семейств, а также жилищем вельмож и богатых частных лиц. Еще в глубокой древности цари Египта и восточные

Из книги 100 Великих археологических открытий автора Низовский Андрей Юрьевич

ДВОРЦЫ И КРЕПОСТИ В ПЕСКАХ ХОРЕЗМА Расположенный в низовьях Амударьи Хорезм занимал особое положение в древней истории Средней Азии. Эта выдвинутая на север, в глубь степей страна еще в IV веке до н. э., до походов Александра Македонского, отделилась от державы Ахеменидов.

Из книги 100 великих дворцов мира автора Ионина Надежда

ПОДЗЕМНЫЕ ДВОРЦЫ В КИТАЙСКОЙ «ДОЛИНЕ ЦАРЕЙ» Город Сиань (провинция Шэньси) - бывшая Чаньань, столица Китая на протяжении почти всего I тысячелетия н. э. Обнесенный высокими и массивными стенами, этот город, ориентированный в соответствии с законами древней китайской

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВА) автора БСЭ

СТАРИННЫЕ ДВОРЦЫ СЕУЛА Сеул - столица Республики Корея - как главный город государства известен с 1394 года, когда его избрали своей резиденцией правители династии Чосон. Недавно Сеул отметил свое 600-летие, хотя возраст этого города насчитывает гораздо больше лет. Еще в 18

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДВ) автора БСЭ

ВАТИКАНСКИЕ СООРУЖЕНИЯ ДОНАТО БРАМАНТЕ Значение итальянского архитектора Донато Браманте для дальнейших судеб архитектуры высокого Возрождения настолько велико, что часто, характеризуя какой-то новый стиль в этом виде человеческой деятельности, его называют

Из книги Рим. Ватикан. Пригороды Рима. Путеводитель автора Блеек Ульрике

«ДВОРЦЫ» ДОН-ЖУАНА В СЕВИЛЬЕ Севилья Есть города, само название которых уже вызывает какое-то необыкновенное волнение, стоит только произнести его вслух. К ним принадлежит и испанский город Севилья - город Дон-Жуана и Кармен. Слава самого неотразимого обольстителя и

Из книги 100 великих музеев мира автора Ионина Надежда

КОРОЛЕВСКИЕ ДВОРЦЫ БЕНИНА Дворцы города Абомея До 1975 года африканское государство Бенин называлось Дагомеей. Эта «страна-лента» вытянулась с юга (от побережья Атлантического океана) на север (до Нигера - одной из крупнейших африканских рек) на 700 километров.Побережье

Из книги 200 знаменитых отравлений автора Анцышкин Игорь

ДВОРЦЫ КРУЖЕВНОЙ САНЫ Дворец имама Яхьи Древняя столица Йемена - город Сана («богатый ремеслами») напоминает мираж из сказок Шехерезады, ворвавшийся в этот мир и застывший в нем. «Время остановило свой бег на его пыльных улицах, будто задремав под сенью вечнозеленых

Из книги автора

Ватиканские музеи Несмотря на свою скромную территорию, Ватиканское государство владеет баснословными сокровищами. В его музеях хранятся бесценные произведения искусства, созданные выдающимися художниками и скульпторами. Ватиканские музеи включают в себя

Из книги автора

ВАТИКАНСКИЕ ТАЙНЫ Начало 1980-х в Европе было ознаменовано введением в Польше правления военных, которые желали остановить набиравший силу профсоюз «Солидарность», и покушением на папу Иоанна Павла II, который поддерживал Леха Валенсу и его организацию. Али Агджа и

Из книги автора

Кто из животных строит себе подземные дворцы? Этих животных вы хорошо знаете, хотя увидеть их удается редко. Однако если присмотреться повнимательнее к земле на склонах оврагов, на пригорках или даже у себя на даче, можно увидеть, что в некоторых местах земля как будто

Из книги автора

Глава 23. Хижины и дворцы. По следам Курляндского герцогства Арвидс по прозвищу Крокодил Почти весь XVIII век граница России проходила примерно на полпути из Риги в Елгаву, тогдашнюю Митаву. То есть Рига была российским городом, а Митава – столицей суверенного государства.

Залы для аудиенций располагаются на третьем этаже дворца, среди них Климентинский зал , Зал консисторий, Большой и Малый тронные залы, папская библиотека (кабинет Папы и помещение для частных аудиенций). На четвертом этаже находятся помещения папского секретариата. Во дворце более 1000 помещений, имеющих мировую известность благодаря находящимся в них величайшим произведениям искусства: Сикстинская капелла и её знаменитые фрески потолка, выполненные Микеланджело (восстановленные в 1980-1990 гг.) и Станцы Рафаэля .

До переноса столицы Италии в Рим в г. летней резиденцией папы служил Квиринальский дворец . Другая папская резиденция находится в Латеранском дворце , а в городке Кастель-Гандольфо располагается загородная летняя резиденция.

История постройки

О начале постройки Ватиканского дворца нет точных сведений: одни приписывают её Константину Великому , другие относят первоначальную постройку ко времени папы Симмаха (VI в.). Достоверно только то, что во время приезда Карла Великого в Рим для коронования, резиденциею папы Льва III служил дворец на Ватиканском холме; но затем дворец был запущен, и резиденция папы перенесена в Латеранский дворец . Только со времени возвращения пап из Авиньона (1377) Ватикан становится постоянной папской резиденцией и расширяется целым рядом грандиозных пристроек.

Южная (старейшая) часть дворца

Главный вход находится со стороны правого крыла колоннады св. Петра , близ конной статуи Константина Великого. Главная лестница (scala Regia) с великолепной ионической колоннадой (построена при Урбане VIII), ведет в Царскую залу (Sala Regia), служащую вестибюлем для Сикстинской и Паулинской капелл. Sala Regia украшена прекрасными фресками Вазари , Саммакини , братьев Цуккеро , Сальвиати и Сиккиоланте .

Паулинская капелла замечательна двумя фресками Микеланджело: «Обращение апостола Павла» и «Распятие ап. Петра», значительно пострадавшими от копоти восковых свечей. Во время Пасхи здесь совершается богослужение. Во втором этаже находятся знаменитые ложи Рафаэля и 4 залы, так называемые Станцы Рафаэля , которые Рафаэль с своими учениками расписал по поручению пап Юлия II и Льва Χ (1508-20). Зала Константина ведет в Sala de Chiroscuri (зало светотеней), откуда выходят с одной стороны в капеллу San Lorenzo, с фресками Фра Ангелико , а с другой - в галерею Лож. Но главный путь в Ложи идет из двора св. Дамаза по великолепной лестнице из 118 ступеней, построенной при папе Пие IX.

В XIX веке в 5-и залах третьего этажа, позади лож Рафаэля, была расположена Ватиканская картинная галерея, которая заключала небольшое число картин, являющихся лучшими произведениями великих мастеров. Затем 19 марта 1908 года в одном из крыльев Бельведерского дворца была открыта Ватиканская пинакотека , для которой в 1932 году было построено новое здание по заказу папы Пия XI.

Собственные апартаменты папы и зала аудиенций расположены вокруг двора св. Дамаза, со стороны храма св. Петра.

Бельведерский дворец


Бельведерский дворец занят Музеем Пия-Климента . В музей ведут два вестибюля: четырехугольный, со знаменитым бельведерским торсом Геркулеса, и круглый, откуда открывается вид на панораму города Рима. Рядом с круглым вестибюлем - зала Мелеагра, где выставлена статуя этого мифического охотника. Из круглого вестибюля входят в восьмиугольный внутренний двор, окруженный портиком, поддерживаемым 16 гранитными колоннами. Под портиком расставлены саркофаги, алтари, купели, барельефы - все почти замечательной античной работы. В четырехугольных нишах красуются всемирно известные статуи: Аполлон Бельведерский , Лаокоон и его сыновья , Гермес Бельведерский и Персей Кановы .

Из этого двора вступают в галерею Статуй, где между другими произведениями находятся Аполлон Савроктонский и Купидон Праксителя, Спящая Ариадна. Отсюда через залу Зверей (т. назв. по коллекции замечательно исполненных скульптурных фигур животных) вступают в залу Муз, восьмиугольную, поддерживаемую 16 колоннами из каррарского мрамора, с античными статуями Аполлона Массагетского и муз, найденных в Тиволи. Зала Муз ведет в Круглую залу, с куполом на 10 мраморных колоннах, с полом из античной мозаики, найденной в Отриколи. В этой зале находятся бассейн из красного порфира, единственный в своем роде по величине и красоте, статуи Антиноя, Цереры, Юноны, Геркулеса и др. К югу от этой залы расположена зала Греческого креста, так называемая по своей форме; здесь находятся саркофаги из красного порфира св. Елены и Констанции.

Отсюда выходят на внутреннюю главную лестницу музея, построенную Симонети и украшенную 30 колоннами из красного гранита и двумя из черного порфира. Эта же лестница ведет в Египетский музей , основанный Пием VII, и во 2-й этаж, где находится галерея Канделябр и Этрусский музей , основанный Григорием XVI и занимающий 13 зал, с богатейшим собранием древнеиталийских древностей.

Лестница музея выводит в сад della Pigna. В торцовой стене дворца устроена полукруглая ниша (архитектор Пирро Лигорио , 1560 г.) с бронзовым римским фонтана в форме шишки (итал. Pigna ) I в., давшем название всему саду.

Галереи Браманте и Браччо-Нуово

Северный конец восточной галереи Браманте и галерею Браччо-Нуово занимает музей Кьярамонти . Каждая сторона первой галереи разделена на 30 отделений, обставленных замечательным собранием статуй, бюстов и барельефов (Тиберий, Юлий Цезарь, Сон, Силен и др.; бюсты: Цицерона, Мария, Сципиона Африканского и др.). В галерее Браччио-Нуово статуи: Августа, Клавдия, Тита, Еврипида, Демосфена, Минервы и др.; бюсты: Марка Антония, Лепида, Адриана, Траяна и др. От галереи Киарамонте на юг, отделяясь одной решеткой, расположен музей Надписей (более 3000 памятников), основанный папой Пием VII.

В западной галерее Браманте помещаются следующие музеи и залы: 1) Музей светских предметов - собрание античной утвари из разных металлов, бронзовых статуэток идолов, драгоценных камней и резьбы на слоновой кости. 2) Музей священных предметов - собрание древней церковной утвари, найденной в катакомбах и др. 3) Кабинет папирусов. 4) Зала альдобрандинской свадьбы. 5) Зала византийских художников, в которой Григорий XVI поместил собрание картин от XIII и XIV вв. 6) Нумизматический кабинет.

Галерея Арацци во втором этаже западной галереи Браманте заключает в себе драгоценное собрание ковров, исполненных по картонам Рафаэля и изображающих деяния святых апостолов.

См. также

Напишите отзыв о статье "Апостольский дворец"

Примечания

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Владимир Седов. , 2006.

Отрывок, характеризующий Апостольский дворец

– Вот, покушайте, барин, – сказал он, опять возвращаясь к прежнему почтительному тону и развертывая и подавая Пьеру несколько печеных картошек. – В обеде похлебка была. А картошки важнеющие!
Пьер не ел целый день, и запах картофеля показался ему необыкновенно приятным. Он поблагодарил солдата и стал есть.
– Что ж, так то? – улыбаясь, сказал солдат и взял одну из картошек. – А ты вот как. – Он достал опять складной ножик, разрезал на своей ладони картошку на равные две половины, посыпал соли из тряпки и поднес Пьеру.
– Картошки важнеющие, – повторил он. – Ты покушай вот так то.
Пьеру казалось, что он никогда не ел кушанья вкуснее этого.
– Нет, мне все ничего, – сказал Пьер, – но за что они расстреляли этих несчастных!.. Последний лет двадцати.
– Тц, тц… – сказал маленький человек. – Греха то, греха то… – быстро прибавил он, и, как будто слова его всегда были готовы во рту его и нечаянно вылетали из него, он продолжал: – Что ж это, барин, вы так в Москве то остались?
– Я не думал, что они так скоро придут. Я нечаянно остался, – сказал Пьер.
– Да как же они взяли тебя, соколик, из дома твоего?
– Нет, я пошел на пожар, и тут они схватили меня, судили за поджигателя.
– Где суд, там и неправда, – вставил маленький человек.
– А ты давно здесь? – спросил Пьер, дожевывая последнюю картошку.
– Я то? В то воскресенье меня взяли из гошпиталя в Москве.
– Ты кто же, солдат?
– Солдаты Апшеронского полка. От лихорадки умирал. Нам и не сказали ничего. Наших человек двадцать лежало. И не думали, не гадали.
– Что ж, тебе скучно здесь? – спросил Пьер.
– Как не скучно, соколик. Меня Платоном звать; Каратаевы прозвище, – прибавил он, видимо, с тем, чтобы облегчить Пьеру обращение к нему. – Соколиком на службе прозвали. Как не скучать, соколик! Москва, она городам мать. Как не скучать на это смотреть. Да червь капусту гложе, а сам прежде того пропадае: так то старички говаривали, – прибавил он быстро.
– Как, как это ты сказал? – спросил Пьер.
– Я то? – спросил Каратаев. – Я говорю: не нашим умом, а божьим судом, – сказал он, думая, что повторяет сказанное. И тотчас же продолжал: – Как же у вас, барин, и вотчины есть? И дом есть? Стало быть, полная чаша! И хозяйка есть? А старики родители живы? – спрашивал он, и хотя Пьер не видел в темноте, но чувствовал, что у солдата морщились губы сдержанною улыбкой ласки в то время, как он спрашивал это. Он, видимо, был огорчен тем, что у Пьера не было родителей, в особенности матери.
– Жена для совета, теща для привета, а нет милей родной матушки! – сказал он. – Ну, а детки есть? – продолжал он спрашивать. Отрицательный ответ Пьера опять, видимо, огорчил его, и он поспешил прибавить: – Что ж, люди молодые, еще даст бог, будут. Только бы в совете жить…
– Да теперь все равно, – невольно сказал Пьер.
– Эх, милый человек ты, – возразил Платон. – От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся. – Он уселся получше, прокашлялся, видимо приготовляясь к длинному рассказу. – Так то, друг мой любезный, жил я еще дома, – начал он. – Вотчина у нас богатая, земли много, хорошо живут мужики, и наш дом, слава тебе богу. Сам сем батюшка косить выходил. Жили хорошо. Христьяне настоящие были. Случилось… – И Платон Каратаев рассказал длинную историю о том, как он поехал в чужую рощу за лесом и попался сторожу, как его секли, судили и отдали ь солдаты. – Что ж соколик, – говорил он изменяющимся от улыбки голосом, – думали горе, ан радость! Брату бы идти, кабы не мой грех. А у брата меньшого сам пят ребят, – а у меня, гляди, одна солдатка осталась. Была девочка, да еще до солдатства бог прибрал. Пришел я на побывку, скажу я тебе. Гляжу – лучше прежнего живут. Животов полон двор, бабы дома, два брата на заработках. Один Михайло, меньшой, дома. Батюшка и говорит: «Мне, говорит, все детки равны: какой палец ни укуси, все больно. А кабы не Платона тогда забрили, Михайле бы идти». Позвал нас всех – веришь – поставил перед образа. Михайло, говорит, поди сюда, кланяйся ему в ноги, и ты, баба, кланяйся, и внучата кланяйтесь. Поняли? говорит. Так то, друг мой любезный. Рок головы ищет. А мы всё судим: то не хорошо, то не ладно. Наше счастье, дружок, как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащишь – ничего нету. Так то. – И Платон пересел на своей соломе.
Помолчав несколько времени, Платон встал.
– Что ж, я чай, спать хочешь? – сказал он и быстро начал креститься, приговаривая:
– Господи, Иисус Христос, Никола угодник, Фрола и Лавра, господи Иисус Христос, Никола угодник! Фрола и Лавра, господи Иисус Христос – помилуй и спаси нас! – заключил он, поклонился в землю, встал и, вздохнув, сел на свою солому. – Вот так то. Положи, боже, камушком, подними калачиком, – проговорил он и лег, натягивая на себя шинель.
– Какую это ты молитву читал? – спросил Пьер.
– Ась? – проговорил Платон (он уже было заснул). – Читал что? Богу молился. А ты рази не молишься?
– Нет, и я молюсь, – сказал Пьер. – Но что ты говорил: Фрола и Лавра?
– А как же, – быстро отвечал Платон, – лошадиный праздник. И скота жалеть надо, – сказал Каратаев. – Вишь, шельма, свернулась. Угрелась, сукина дочь, – сказал он, ощупав собаку у своих ног, и, повернувшись опять, тотчас же заснул.
Наружи слышались где то вдалеке плач и крики, и сквозь щели балагана виднелся огонь; но в балагане было тихо и темно. Пьер долго не спал и с открытыми глазами лежал в темноте на своем месте, прислушиваясь к мерному храпенью Платона, лежавшего подле него, и чувствовал, что прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких то новых и незыблемых основах, воздвигался в его душе.

В балагане, в который поступил Пьер и в котором он пробыл четыре недели, было двадцать три человека пленных солдат, три офицера и два чиновника.
Все они потом как в тумане представлялись Пьеру, но Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого. Когда на другой день, на рассвете, Пьер увидал своего соседа, первое впечатление чего то круглого подтвердилось вполне: вся фигура Платона в его подпоясанной веревкою французской шинели, в фуражке и лаптях, была круглая, голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что то, были круглые; приятная улыбка и большие карие нежные глаза были круглые.
Платону Каратаеву должно было быть за пятьдесят лет, судя по его рассказам о походах, в которых он участвовал давнишним солдатом. Он сам не знал и никак не мог определить, сколько ему было лет; но зубы его, ярко белые и крепкие, которые все выкатывались своими двумя полукругами, когда он смеялся (что он часто делал), были все хороши и целы; ни одного седого волоса не было в его бороде и волосах, и все тело его имело вид гибкости и в особенности твердости и сносливости.
Лицо его, несмотря на мелкие круглые морщинки, имело выражение невинности и юности; голос у него был приятный и певучий. Но главная особенность его речи состояла в непосредственности и спорости. Он, видимо, никогда не думал о том, что он сказал и что он скажет; и от этого в быстроте и верности его интонаций была особенная неотразимая убедительность.
Физические силы его и поворотливость были таковы первое время плена, что, казалось, он не понимал, что такое усталость и болезнь. Каждый день утром а вечером он, ложась, говорил: «Положи, господи, камушком, подними калачиком»; поутру, вставая, всегда одинаково пожимая плечами, говорил: «Лег – свернулся, встал – встряхнулся». И действительно, стоило ему лечь, чтобы тотчас же заснуть камнем, и стоило встряхнуться, чтобы тотчас же, без секунды промедления, взяться за какое нибудь дело, как дети, вставши, берутся за игрушки. Он все умел делать, не очень хорошо, но и не дурно. Он пек, парил, шил, строгал, тачал сапоги. Он всегда был занят и только по ночам позволял себе разговоры, которые он любил, и песни. Он пел песни, не так, как поют песенники, знающие, что их слушают, но пел, как поют птицы, очевидно, потому, что звуки эти ему было так же необходимо издавать, как необходимо бывает потянуться или расходиться; и звуки эти всегда бывали тонкие, нежные, почти женские, заунывные, и лицо его при этом бывало очень серьезно.
Попав в плен и обросши бородою, он, видимо, отбросил от себя все напущенное на него, чуждое, солдатское и невольно возвратился к прежнему, крестьянскому, народному складу.
– Солдат в отпуску – рубаха из порток, – говаривал он. Он неохотно говорил про свое солдатское время, хотя не жаловался, и часто повторял, что он всю службу ни разу бит не был. Когда он рассказывал, то преимущественно рассказывал из своих старых и, видимо, дорогих ему воспоминаний «христианского», как он выговаривал, крестьянского быта. Поговорки, которые наполняли его речь, не были те, большей частью неприличные и бойкие поговорки, которые говорят солдаты, но это были те народные изречения, которые кажутся столь незначительными, взятые отдельно, и которые получают вдруг значение глубокой мудрости, когда они сказаны кстати.
Часто он говорил совершенно противоположное тому, что он говорил прежде, но и то и другое было справедливо. Он любил говорить и говорил хорошо, украшая свою речь ласкательными и пословицами, которые, Пьеру казалось, он сам выдумывал; но главная прелесть его рассказов состояла в том, что в его речи события самые простые, иногда те самые, которые, не замечая их, видел Пьер, получали характер торжественного благообразия. Он любил слушать сказки, которые рассказывал по вечерам (всё одни и те же) один солдат, но больше всего он любил слушать рассказы о настоящей жизни. Он радостно улыбался, слушая такие рассказы, вставляя слова и делая вопросы, клонившиеся к тому, чтобы уяснить себе благообразие того, что ему рассказывали. Привязанностей, дружбы, любви, как понимал их Пьер, Каратаев не имел никаких; но он любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком – не с известным каким нибудь человеком, а с теми людьми, которые были перед его глазами. Он любил свою шавку, любил товарищей, французов, любил Пьера, который был его соседом; но Пьер чувствовал, что Каратаев, несмотря на всю свою ласковую нежность к нему (которою он невольно отдавал должное духовной жизни Пьера), ни на минуту не огорчился бы разлукой с ним. И Пьер то же чувство начинал испытывать к Каратаеву.

Апостольский дворец - официальная резиденция Папы Римского, расположенная в Ватикане. Также известен как Папский дворец и Дворец Ватикана. В самом Ватикане здание носит название дворца Сикста V в честь Папы Римского Сикста V.

Апостольский дворец состоит из Папских апартаментов, различных офисных помещений Католической церкви и Папского престола, частных и публичных часовен, Ватиканских музеев и Ватиканской библиотеки, в том числе апартаментов Борджиа, ныне используемых для хранения произведений искусства.

Вернувшись в 1377 году в Рим после Авиньонского пленения, двор Папы Римского сперва выбрал своей резиденцией базилику Санта Мария ин Трастевере, а затем - базилику Санта Мария Мадджоре. К тому моменту старый Ватиканский дворец пришел в полный упадок, а Латеранский дворец, бывший некогда официальной резиденцией Пап, дважды подвергался серьезным пожарам. В 1447 году Папа Римский Николай V снес старинное укрепленное строение, чтобы на его месте возвести нынешний Апостольский дворец. Затем на протяжении полутора сотен лет дворец достраивался и украшался. Свой нынешний облик он начал приобретать в конце 16-го века при Папе Сиксте V. В 20-м веке по приказу Папы Пия XI был построен монументальный вход в картинную галерею и музей.

Если быть точным, то Апостольский дворец представляет собой несколько отдельно стоящих зданий, расположенных вокруг двора Сикста V (Кортиле ди Систо V). Он стоит к северо-востоку от собора Святого Петра рядом с бастионом Николая V и дворцом Палаццо Грегорио XIII.

Апартаменты Борджиа - это ряд комнат во дворце, предназначенных для личного пользования Папы Римского Александра VI (Родриго де Борджиа). Именно он в конце 15-го века поручил итальянскому художнику Пинтуриккио украсить апартаменты фресками. Комнаты являются частью Ватиканской библиотеки и Ватиканского музея - большая их часть ныне занята ватиканской коллекцией современного религиозного искусства, начало которой было положено в 1973 году по инициативе Папы Павла VI.

Климентинский зал был создан в 16-м веке по приказу Папы Климента VIII в честь его предшественника, Папы Климента I. Как и другие часовни и апартаменты дворца, этот зал примечателен своей огромной коллекцией фресок и других произведений искусства.

Но, пожалуй, самым известным помещением Апостольского дворца является Сикстинская капелла, названная так в честь Папы Сикста IV. Она знаменита своими фресками, над которыми работали выдающиеся мастера эпохи Возрождения, - Микеланджело, Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино, Пинтуриккио, Доменико Гирландайо и др.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «travelismylife.ru» — Туристический портал - Travelismylife