Психологическая игра необитаемый остров для младших школьников. Тренинг Необитаемый остров.doc - Методическая разработка классного часа "Необитаемый остров". Упражнение «Рецепт приготовления друга»

Цели:
- зарождение интереса к своему внутреннему миру и внутреннему миру другого;
- формирование представлений о своих возможностях, способностях;
- формирование конструктивного поведения в различных ситуациях;
- развитие коммуникативных навыков;
- повышение групповой сплоченности.
Материалы : колокольчик, пронумерованные карточки с названиями птиц, животных, насекомых (по числу участников), карта, повязка на глаза, карточки для упражнения «Я - наоборот», бумага, карандаши.

ЧАСТЬ I. ПРОГУЛКА ПО МОРЮ

Ведущий . Сегодня я приглашаю вас на прогулку по морю. Необычную прогулку по Волшебному морю Страны сказок. Прекрасное парусное судно ожидает нас, покачиваясь на мягких волнах. Мы поднимаемся по трапу, подгоняемые криками чаек и ласковым ветерком.

Релаксационное упражнение
«Спокойное место для размышлений»

Ведущий . Волшебное море Страны сказок - море необыкновенное. Оно обладает даром предвидения. Теперь я хочу, чтобы вы некоторое время поразмышляли и придумали вопрос, на который вам очень хочется узнать ответ.
У всех есть такие вопросы? Кто уже придумал такой вопрос, поднимите руку. Я хочу показать вам, каким образом вы сами с помощью Волшебного моря сможете ответить, полностью или частично, на свой вопрос.
Сядьте поудобнее и закройте глаза... Сделайте три глубоких вдоха и выдоха и найдите внутри самих себя точку внутреннего спокойствия - такое место в душе, где тихо и спокойно.
Если вы хорошенько прислушаетесь, то можете услышать, как волны мягко накатываются на берег. Быть может, сначала шум моря слышится где-то далеко, однако постепенно шорох накатывающейся на берег волны становится все громче и громче. Затем волна откатывается обратно... Потом снова бросается на берег и снова отступает...
Ритм прибоя звучит ровно и успокаивающе. Пусть волны смоют и унесут ваши заботы. И подобно тому как волны разглаживают песок на берегу, они могут сделать ваш ум спокойным и ясным.
Солнце клонится к закату и окрашивает небо в золотые, красные, розовые и сиреневые тона. Вы чувствуете тепло вечернего солнца всей своей кожей и, бросая взгляд на воду, видите играющие на волнах блики.
Наберите всей грудью побольше воздуха и ощутите солоноватый запах моря. Морской воздух свежий и немного влажный. Вы слышите, как кричат чайки, позволяя ветру уносить себя высоко в небо. Временами они парят почти неподвижно, замирая во встречном потоке воздуха. Вы чувствуете себя сейчас совершенно спокойно и безмятежно.
Воспользуемся спокойствием и тишиной моря, чтобы задать себе важный вопрос. Найдите для своего вопроса простые и ясные слова. И пока вы будете тихо произносить свой вопрос, смотрите в морскую даль и будьте готовы к тому, что море даст какой-нибудь ответ.
Возможно, вы услышите этот ответ сквозь шум прибоя... Возможно, море покажет какую-нибудь картину, какой-то образ... Возможно, каждый из вас ощутит в себе какое-то чувство, которое поможет найти правильный ответ... Может быть и так, что море просто подскажет новые слова, чтобы вы смогли четко и ясно сформулировать свой вопрос (пауза 30 секунд).
В любом случае теперь вы знакомы с этим тихим и спокойным местом в глубине души. И вы можете возвращаться сюда в любое время, когда захотите обдумать что-то важное.
Сейчас надо попрощаться с этим местом и медленно вернуться сюда, в эту комнату. Потянитесь, выпрямитесь, откройте глаза и снова будьте здесь, свежими и бодрыми.
Теперь пусть каждый возьмет листок бумаги и нарисует картину. Можно нарисовать то место у моря, где вы сейчас были, или то чувство, которое испытали, или свой вопрос, или полученный ответ. Нарисуйте то, что хотите (на рисунок дается 10 минут).

Анализ упражнения

- Получил ли ты какой-нибудь ответ на свой вопрос?
- Изменился ли твой вопрос?
- Как ты чувствуешь себя сейчас?

Упражнение «Звучащая сила»

Ведущий . Между тем погода на море поменялась. Небо заволокли серые свинцовые тучи, поднялся резкий холодный ветер. Вспышки молнии озарили небосвод, раскаты грома потрясают наше суденышко. Спустилась непроглядная тьма.
На минутку встаньте со своего места и превратитесь в этот сильный и бодрый ветер, несущий наш парусник. Сделайте очень глубокий выдох. Затем наберите полные легкие воздуха и снова выдохните. На этот раз выдохните со звуком «Ууу». А теперь постарайтесь произнести этот звук так, чтобы он был похож на порывистый ветер: то повышая, то понижая голос. И уже через некоторое время вы заметите, что тем самым сохранили свои силы... (пауза 30 секунд). Садитесь.
Прячась от бушующего шторма, мы спустились в каюту. Но и здесь нет спасения. Сильнейшая качка не позволяет нам обрести спокойствие.

Упражнение «Толкалки»

Ведущий . Разбейтесь на пары. Встаньте на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями о ладони своего напарника. По моему сигналу начните толкать своего партнера ладонями, стараясь сдвинуть его с места. Если же ваш партнер сдвинет вас назад, постарайтесь вернуться на свое место. Поставив одну ногу назад, вы получите великолепную опору.
Будьте внимательны, никто никому не должен причинить боль. Не толкайте своего партнера к стене или на какую-нибудь мебель. Если вам надоест или вы устанете, крикните: «Стоп!» Когда «Стоп!» крикну я, все должны остановиться.
Ну что, готовы? Внимание! Приготовились! Начали!
Пусть сначала дети пару раз потренируются. Когда они немного освоятся с игрой и в группе воцарится более открытая атмосфера, вы можете попросить детей выбрать себе партнера, на которого они когда-либо сердились.

Ведущий . Всю ночь нас носило по беснующемуся морю. Лишь к рассвету волны замедлили свой бег. Но бурная ночь не прошла бесследно. Наше судно пришло в полную негодность. Чудо, что оно еще держится на воде. Разорванные паруса, поломанные мачты, трюмы, полные воды...
На наше счастье на горизонте появилась земля. Попутный ветер несет нас прямо к ней. Вот перед нами предстал чудесный остров. Оказавшись на берегу, мы бросились на горячий песок, обрадованные, что наконец обрели почву под ногами.
Однако счастье длилось недолго, потому что мы поняли, что оказались на... необитаемом острове.

(Продолжение следует)


ИГРОТЕКА

Необитаемый остров

ЧАСТЬ II. НА ОСТРОВЕ

Упражнение «Стряхни»

Ведущий . Я хочу показать вам, как можно легко и просто привести себя в порядок и избавиться от неприятных чувств.
Наверняка каждый из вас видел, как отряхивается промокшая собака. Она трясет спиной и головой так сильно, что вся вода брызгами разлетается в стороны. Вы можете сделать примерно то же самое.
Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно места. И начинайте стряхивать ладони, локти и плечи. При этом представьте себе, как все неприятное - плохие чувства, тяжелые заботы и дурные мысли о самих себе - слетают с вас, как вода с собаки. Потом отряхните свои ноги от носков до бедер. А затем потрясите головой. Будет еще полезнее, если вы будете издавать при этом какие-нибудь звуки...
Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает и вы становитесь все бодрее и веселее, будто заново родились (30–60 секунд).

Новое знакомство

Ведущий . Придя в себя и немного приободрившись, мы, изрядно проголодавшиеся, отправились в глубь острова в поисках чего-нибудь съестного.
Не пройдя и ста метров, мы увидели удивительную картину. Невдалеке, на пригорке, росли чудесные деревья: на одном свешивались бутылочки лимонада, на другом - вкусные пирожные, на третьем - бутерброды с сыром и колбасой. Ослепленные удачей, мы бросились вперед, но когда нам оставалось уже два шага до намеченной цели, все вокруг исчезло. Разочарованные, мы застыли в недоумении.
Неожиданно раздался тоненький голосок: «Ну что, будем знакомиться? Я - Лимонадикус Обыкновенный. И все, что вы сейчас видели, - отнюдь не иллюзия и не мираж. Мы действительно существуем. Ведь вы, надеюсь, не забыли, что находитесь в Стране сказок? А полакомиться нашими плодами вы, конечно, сможете, только сначала решите задачу».

Аналитические задачи

1. Сове, Ослику и Винни-Пуху подарили три воздушных шарика - большой зеленый, большой синий и маленький зеленый. Как они разделят между собой эти шарики, если Сове и Ослику нравятся большие шарики, а Ослик и Винни-Пух любят зеленые шарики?
2. Три девочки - Аня, Катя и Марина - занимаются в трех различных кружках: вышивки, танцев и хорового пения. Катя не знакома с девочкой, занимающейся танцами. Аня часто ходит в гости к девочке, занимающейся вышивкой. Подружка Кати, Марина, хочет в следующем году добавить к своим увлечениям занятия пением. Кто из девочек чем занимается?
Детям младшего возраста можно предложить отгадать загадки.

Ведущий . Молодцы! Вы отлично справились с заданием и заслужили угощение. Какое кому дерево по вкусу?
Основательно подкрепившись и набравшись свежих сил, мы решили обследовать остров. И здесь наши мнения разделились: одни предлагали отправиться в глубь острова, а другие - идти вдоль берега. Начался спор.

Упражнение «Да и Нет»

Ведущий . Вспомните на мгновение, как обычно звучит ваш голос. Скорее тихо, скорее громко, скорее средне?
Сейчас вам нужно будет использовать всю мощь своего голоса. Разбейтесь на пары и встаньте друг перед другом. Сейчас вы проведете воображаемый бой словами.
Решите, кто из вас будет говорить слово «да», а кто - слово «нет». Весь ваш спор будет состоять лишь из этих двух слов. Потом вы будете ими меняться.
Вы можете начинать очень тихо, постепенно увеличивая громкость до тех пор, пока один из вас не решит, что громче уже некуда.
Пожалуйста, слушайте колокольчик, который я принесла с собой. Услышав его звон, остановитесь, сделайте несколько глубоких вдохов. Обратите при этом внимание на то, как приятно находиться в тишине после такого гама и шума.

Начиная эту игру, имейте в виду, что на некоторое время в классе будет очень шумно.

Ведущий . Определившись с направлением, мы отправились в путь. В походе прошел весь день. А когда солнце клонилось к закату, мы решили подыскать место для ночлега. В конце концов мы наткнулись на уютную пещерку, где и остановились.

ЧАСТЬ III.
В ПЛЕНУ У ЗЛОГО ВИЗАРДА

Ведущий . На утро нас разбудил непонятный шум. Открыв глаза, мы обнаружили, что окружены вооруженными людьми, облаченными в странные одежды и говорившими на неизвестном языке. Знаками они приказали нам следовать за ними по извилистым коридорам пещеры.
И вскоре перед нами предстало необычайное зрелище. Это был настоящий подземный город. Мы шли по угрюмым грязным улочкам, пока не уткнулись в огромные каменные двери, которые отворились лишь после того, как наши стражники произнесли заклинание.
- Добро пожаловать в наше подземное царство мрака, - произнес металлический голос, заставивший нас вздрогнуть.
Обладатель этого голоса сидел на высоком троне, укутавшись в черный плащ.
- Давненько у нас не было гостей. Что ж, располагайтесь как можно удобнее. Ведь по законам моей страны человек, однажды попавший сюда, уже не имеет права вернуться назад, в свой мир. Проводите гостей в их покои.

В этом месте прервите сказку. Дайте детям возможность продолжить, предположить, чем закончится это приключение. Без комментариев и оценок. А после того как школьники выскажут свое мнение, продолжите сказку.

Ведущий . Отчаяние охватило нас. Мы сидели, не в состоянии вымолвить ни слова, в комнате, освещаемой лишь тусклой свечой, куда нас привели стражники. Как вдруг перед нашими глазами появилось розовое облачко, из которого вышло прекрасное создание.
- Тсс, не пугайтесь. Я пришла, чтобы помочь вам бежать. Я - фея Рада из Страны сказок. К сожалению, здесь, вблизи Злого Визарда, я не могу находиться долго. Но кое-что я все же успею сделать. Сейчас я превращу вас в насекомых, птиц и зверей. В этом обличье вам будет легче бежать. Остальное зависит лишь от вас. Приготовились?! Динь-дили-динь! - голос Рады растаял звоном колокольчика.
И мы, чувствуя себя непривычно в другом виде, бросились на поиски спасительного выхода.
Через несколько часов мы, уставшие от бега по извилистым коридорам, но довольные, что справились сами со столь опасным приключением, грелись в лучах послеполуденного солнца.
Лишь одно нас угнетало - мы не могли вернуть свой настоящий облик. Мы перепробовали все возможные заклинания, но результата не было. И, когда положение уже казалось безвыходным, на нас снизошло озарение. Мы поняли, как нам справиться с проблемой.

Упражнение «Пантомима»

Ведущий . Сейчас вы получите карточки с названием того существа, в которого вас превратила фея Рада. Посмотрите, что на них написано, но никому больше не показывайте. Для того чтобы превратиться в самих себя, вам нужно будет показать без слов то, что написано на вашей карточке, то есть то, во что вы были превращены. Игру начинает участник по номером «1».

Кодирование

Ведущий . Как только мы обрели свои настоящие тела, было решено как можно скорее бежать с этого острова. Но, когда мы пришли к месту, где оставили лодку, мы обнаружили, что от нее не осталось и следа.
Единственное, что мы нашли на берегу, была закупоренная бутылка с непонятным содержимым. Открыв ее, мы обнаружили послание:

5 7 5 2 9 6 3 1 2.
8 9 4

Ключ:
1 - о 2 - т 3 - л 4 - я 5 - и 6 - п 7 - щ 8 - ф 9 - е

Лабиринт

Ведущий . Тут же прилагалась карта (см. рис.).
Плот оказался совсем недалеко от берега. Мы с легкостью спустили его на воду и отправились в обратный путь. Казалось, что наше приключение подошло к концу, но все только начиналось, как мы убедились позже.


ИГРОТЕКА

Необитаемый остров

Психологическая игра для младших школьников

ЧАСТЬ IV. ПОГОНЯ

Ведущий . В то время, когда мы спускали плот на воду, Злой Визард узнал о нашем побеге и во что бы то ни стало решил нам помешать.

Игра «Плот среди скал»

Ведущий . Встаньте, пожалуйста, образуя большой круг. Все, кто образует круг, будут берегом. Они должны взять друг друга за руки.
В середине круга находится море. Но это очень опасное море, поскольку в нем есть несколько скалистых утесов. Эти «утесы» чуть позже мы сделаем из стульев. Один из вас будет плотом, а кто-то другой - рулевым.
«Плоту» мы завяжем глаза, а рулевой будет управлять им с помощью одних только слов. При этом он должен будет так управлять плотом, чтобы тот не налетел ни на один утес.
Любой из вас может сейчас сказать: «Я хочу быть плотом» – и встать на любое место внутри круга, которое становится гаванью. В этой точке начинается путешествие. Тот, кто стал плотом, должен попросить кого-нибудь из вас стать рулевым, который будет управлять плотом в его пути через море между скалами. После этого мы завяжем «плоту» глаза.
Нам осталось еще выяснить, к какой гавани отправится плот в путешествие. Любой из ребят, образующих берег, может сейчас сказать: «Пусть плот плывет ко мне».
Теперь мы знаем почти все, что нужно, чтобы начать игру. Нам не хватает только скал. Сейчас еще четверо из вас могут сказать: «Мы хотим быть скалами». Эти ребята выходят в круг вместе со своими стульями и устраивают на предполагаемом маршруте следования плота такие скалы, через которые плоту будет достаточно сложно добраться до гавани.

Вы можете, конечно, регулировать количество «утесов» в зависимости от уровня развития и возраста детей.

«Скалы» остаются сидеть на своих стульях внутри круга, а потом расскажут нам, задел ли их «плот». Рулевой же должен вести «плот» очень осторожно, говоря ему, куда плыть. Он может давать, например, такие команды: «Сделай два маленьких шага вперед», «Стоп», «Повернись направо... Еще немного» и т.д.
Когда «плот» подойдет к конечной точке своего маршрута, «гавань» должна сказать «плоту»: «Ты достиг цели» - и радостно заключить «плот» в объятия.

Злому Визарду не удалось потопить наш плот, и он решил пойти другим путем. Он решил вселиться в одного из нас и таким образом расправиться с нами.

Игра «Ворвись в круг»

Ведущий . Встаньте в один большой круг и крепко сцепитесь руками. Один должен остаться за кругом и попытаться прорваться в круг. Как только ему это удастся, следующий должен выйти за круг и попытаться ворваться в него. Пожалуйста, будьте осторожны, чтобы никому не причинить боль.

Дайте возможность как можно большему числу детей собственными силами проникнуть в круг. Тот, кому это не удастся, и является воплощением Злого Визарда.
Если же всем детям удалось попасть в круг, то возможен следующий прием.

Да, Злой Визард очень хитер. Его не так-то легко разоблачить. Но у нас есть еще одна возможность лишить его силы.

Игра «Я - наоборот»

Участникам раздаются карточки. На одной из них есть надпись «Посвященный», а на другой - «Злой Визард», остальные пустые. Тот, кому попадет первая карточка, становится водящим. Его задача - найти Злого Визарда.
Посвященный задает детям вопросы об их внешних и внутренних особенностях, семье, увлечениях и тому подобном. Участники отвечают правду, и лишь Злой Визард отвечает наоборот. По ответам Посвященный делает выводы и разоблачает Злого Визарда.

ЧАСТЬ V. ВОЗВРАЩЕНИЕ

Ведущий . Итак, Злой Визард побежден, и мы можем спокойно закончить наше плавание. Приключение очень сблизило нас, мы узнали друг о друге много нового. А что именно, вы нам сейчас и расскажете.

Упражнение «Рецепт приготовления друга»

Ведущий . Разбейтесь на пары. Сначала подумайте и вспомните все, что знаете о своем соседе: о его внешности, семье, о том, что он любит есть, с кем предпочитает играть, какую одежду любит носить, какие игры ему нравятся, где он обычно гуляет. Затем возьмите, пожалуйста, по листу бумаги и напишите рецепт со всем необходимым для «приготовления» такого вот друга.
Например:
Рецепт для приготовления Димы
Состав:
- светлые короткие волосы,
- два карих глаза,
- веснушки,
- один большой, вечно улыбающийся рот,
- 28 блестящих зубов,
- одно сильное стройное тело.
Способ приготовления:
Все смешать. Добавить веселый смех и звонкий голос. Да побольше, иначе настоящего Димы не получишь. Лицо надо повернуть к солнцу, чтобы глаза сверкали ярче.
Ко всему прочему, не забудьте о футбольном мяче и кроссовках.

Обратите внимание детей на то, что упомянуты должны быть лишь положительные качества. По завершении процедуры соберите рецепты и зачитайте их (опуская имя), а дети должны будут угадать, о ком идет речь. После этого каждый ученик отдает свой рецепт партнеру.

Ведущий . Путь обратно был веселым и радостным. Мы чувствовали себя счастливыми, потому что нам удалось освободить Страну сказок от чар Злого Визарда. И мы знали, что удалось нам это лишь потому, что мы были вместе, все как один.

Упражнение «Ты мне нравишься»

Ведущий . Сядьте, пожалуйста, в один общий круг. Мы все вместе составим одну большую цветную паутину, связывающую нас между собой. Кроме того, каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим одноклассникам. Сейчас я покажу вам, как это сделать.

Пару раз обмотайте свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и покатите клубок в сторону одного из детей. Постарайтесь выбрать не самого популярного в классе ученика.

Вы видите, что я сейчас сделала. Я выбрала ученика, который должен быть следующим в «паутине». После того как мы передали кому-то клубок, мы говорим этому ученику фразу, начинающуюся с одних и тех же слов: «Коля (Маша, Петя)! Ты мне нравишься, потому что...» Например, я говорю: «Коля! Ты мне нравишься, потому что сегодня перед началом уроков ты вежливо открыл передо мной дверь в класс».
Выслушав обращенные к нему слова, Коля обматывает нитью свою ладонь так, чтобы «паутина» была более или менее натянута. После этого Коля должен подумать и решить, кому передать клубок дальше.
Когда клубок окажется у следующего ученика, то Коля обращается к нему с фразой, которая начинается с тех же слов, что и моя. Например: «Яна, ты мне нравишься, потому что вчера ты помогла мне решить трудную задачу по математике». При этом вы можете говорить о том, чем вас обрадовал этот человек, что вам в нем нравится, за что вы хотели бы его поблагодарить. И так продолжается наша игра все дальше и дальше...
Постарайтесь хорошо запомнить то, что вам скажут, когда будут передавать клубок.

Внимательно проследите, чтобы в ходе игры все дети получили клубок. Объясните, что в каждом есть что-то такое, что достойно уважения и любви. Если у некоторых детей будут сложности с произнесением начальной фразы: «Ты мне нравишься, потому что...», то позвольте им заменить ее словами: «Мне нравилось, как ты...»
Ребенок, получивший клубок последним, начинает сматывать его в обратном направлении. При этом каждый ребенок наматывает свою часть нити на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок обратно.

Ведущий . Нашего прибытия ждали все жители Страны сказок, собравшиеся на берегу, чтобы поприветствовать нас.

Упражнение «Аплодисменты по кругу»

Ведущий . У нас очень хороший класс, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.
Игра проходит следующим образом: вы становитесь в общий круг. Один из вас начинает. Он подходит к кому-нибудь из учеников, смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши.
Затем они оба выбирают следующего ученика, который также получает свою порцию аплодисментов: они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют ему. Затем уже вся тройка выбирает следующего. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбрать еще одного. Таким образом, игра продолжается, а овации становятся все громче и громче.

Кудряшова Наталья Владимировна,

педагог - психолог

МБДОУ "Детский сад №1 "Колокольчик"

г. Ханты-Мансийска

Цель – сплочение педагогического коллектива

Задачи:

Развитие навыков эффективного общения и умений действовать сообща;

Осознание участниками своих целей и ценностей;

Проявление социометрической структуры группы и социальных позиций ее членов;

Снятие мышечного и эмоционального напряжения педагогов;

Улучшение эмоционального состояния педагогов.

Продолжительность игры : 120 - 150 минут

Оборудование: ватман, цветные карандаши, краски, музыкальное сопровождение: шум моря, релаксационная музыка.

ХОД ИГРЫ:

1. Приветствие

Игра «Давайте поздороваемся».

Педагоги по сигналу психолога начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на пути. Здороваться надо определенным образом:

1 хлопок – здороваемся за руку;

2 хлопка – здороваемся плечами;

3 хлопка – здороваемся спинами.

Опрос самочувствия

2. Создание игровой ситуации.

Некое туристическое агентство предложило вашей группе сменить обстановку и отправиться в захватывающее путешествие на один из предлагаемых агентством островов по вашему выбору. Насколько это путешествие будет захватывающим и чем оно закончится также зависит от вас. Агентство гарантирует вам только доставку на выбранный остров и, спустя месяц, возвращение обратно.

КАРТА ОСТРОВОВ

Итак, вашему вниманию представлены:

Остров Один – Ок

Климат : умеренный.

Условия проживания : отдельный уютный домик .

Местные жители : отсутствуют .

Особенности: средства связи (телефон, телевизор, радио, Интернет, почтовые голуби и т.д.) на острове отсутствуют .

Девиз: «Вы – и больше никого!»

Остров Мечталия

Климат : мягкий, теплый.

Условия проживания : уютный коттедж в прекрасной местности .

Местные жители : добрые, милые, симпатичные люди.

Особенности: на этом острове ваши мечты имеют привычку сбываться.

Девиз: «Все к вашим услугам!»

Остров Дикорост

Климат : умеренный, ближе к теплому .

Условия проживания : дикая природа

Местные жители : пара племен местных туземцев (на юге и на севере острова).

Особенности: горячие источники, богатый животный и растительный мир, очень теплая вода.

Девиз: «Станьте последним героем!

Как видите, здесь есть острова на любой вкус, и все они замечательные и интересные. Но присмотритесь, прислушайтесь…

Между прочим у острова Один - Ок очень неудобное побережье: приплыть или отплыть можно только во время прилива. Кстати, несмотря на комфорт и уединение, еще никто не выдержал на острове дольше трех дней. А вы – выдержите?

Возможности острова Мечталии не безграничны. Здесь сбываются все желания, кроме одного: чтобы все жители были счастливы одновременно. Ведь не все чужие желания могут быть вам по душе. Но они также сбываются! Остров двадцать девять раз был на грани уничтожения. Догадываетесь почему?

Между прочим на острове Дикорост всем хорошо! И туристам, и туземцам, и комарам, и хищникам. Значит, вам придется с ними уживаться. Сможете? Да, там нет гостиниц, абсолютная дикая природа.

Итак, выбор сделан и прекрасное парусное судно ожидает нас, покачиваясь на мягких волнах. Мы поднимаемся по трапу, подгоняемые криками чаек и ласковым ветерком.

3. Упражнение «Качества»

Итак, раз мы будем членами одного экипажа, то перед отплытием нам необходимо узнать, кто чем может быть полезен в предстоящем плавании… Сейчас каждый по очереди встанет, назовет имя того, кого берет с собой на корабль, и назовет три качества, т.е. за что он берет его с собой. Затем проходит на корабль, тот, кого назвали, называет следующего и т.д.


4.Релаксационное упражнение «Спокойное место для размышлений»

Волшебное море, море необыкновенное. Оно обладает даром предвидения. Теперь я хочу, чтобы вы некоторое время поразмышляли и придумали вопрос, на который вам очень хочется узнать ответ.

У всех есть такие вопросы? Кто уже придумал такой вопрос, поднимите руку. Я хочу показать вам, каким образом вы сами с помощью Волшебного моря сможете ответить, полностью или частично, на свой вопрос.

Сядьте поудобнее и закройте глаза... Сделайте три глубоких вдоха и выдоха и найдите внутри самих себя точку внутреннего спокойствия - такое место в душе, где тихо и спокойно.

Если вы хорошенько прислушаетесь, то можете услышать, как волны мягко накатываются на берег. Быть может, сначала шум моря слышится где-то далеко, однако постепенно шорох накатывающейся на берег волны становится все громче и громче. Затем волна откатывается обратно... Потом снова бросается на берег и снова отступает...

Ритм прибоя звучит ровно и успокаивающе. Пусть волны смоют и унесут ваши заботы. И подобно тому, как волны разглаживают песок на берегу, они могут сделать ваш ум спокойным и ясным.

Солнце клонится к закату и окрашивает небо в золотые, красные, розовые и сиреневые тона. Вы чувствуете тепло вечернего солнца всей своей кожей и, бросая взгляд на воду, видите играющие на волнах блики.

Наберите всей грудью побольше воздуха и ощутите солоноватый запах моря. Морской воздух свежий и немного влажный. Вы слышите, как кричат чайки, позволяя ветру уносить себя высоко в небо. Временами они парят почти неподвижно, замирая во встречном потоке воздуха. Вы чувствуете себя сейчас совершенно спокойно и безмятежно.

Воспользуемся спокойствием и тишиной моря, чтобы задать себе важный вопрос. Найдите для своего вопроса простые и ясные слова. И пока вы будете тихо произносить свой вопрос, смотрите в морскую даль и будьте готовы к тому, что море даст какой-нибудь ответ.

Возможно, вы услышите этот ответ сквозь шум прибоя... Возможно, море покажет какую-нибудь картину, какой-то образ... Возможно, каждый из вас ощутит в себе какое-то чувство, которое поможет найти правильный ответ... Может быть и так, что море просто подскажет новые слова, чтобы вы смогли четко и ясно сформулировать свой вопрос

(пауза 30 секунд).

В любом случае теперь вы знакомы с этим тихим и спокойным местом в глубине души. И вы можете возвращаться сюда в любое время, когда захотите обдумать что-то важное.

Сейчас надо попрощаться с этим местом и медленно вернуться сюда, в эту комнату. Потянитесь, выпрямитесь, откройте глаза и снова будьте здесь, свежими и бодрыми.

Между тем погода на море поменялась. Небо заволокли серые свинцовые тучи, поднялся резкий холодный ветер. Вспышки молнии озарили небосвод, раскаты грома потрясают наше суденышко. Спустилась непроглядная тьма.

Вы вдруг услышали стук.

Капитан сообщает вам, что произошла авария, корабль может продержаться на воде только два часа, но если начнется шторм, он перевернется раньше.

5.Игра-дискуссия «Кораблекрушение».

Ваша лодка терпит кораблекрушение. У вас есть возможность спастись, на корабле оказалось несколько надувных лодок, но поместиться могут только три(4) человека. Шансы у всех разные. Первые три человека имеют 100%, вторые – 50%, третьи – 20%, у всех остальных шансы на спасение уменьшаются. На лодке имеется пистолет с одним патроном.

  1. У каждого из вас есть 3 минуты, для того, чтобы составить индивидуальный план по спасению экипажа. Переговариваться и смотреть в чужой список нельзя. Время пошло.
  2. Теперь у вас есть 10 минут (если группа работает давно, то можно сократить время до 7-6 минут), чтобы спасти экипаж. Вам необходимо, проанализировав все варианты списков составить один, или принять чей-то за программу действий и начать план эвакуации.
  3. Решение должно быть принято единогласно. Если кто-то не согласен, то необходимо найти выход из ситуации или убедить в своей правоте.
  4. Тот, кто покидает круг, считается спасенным и не имеет право участвовать в дальнейшем обсуждении.

Примечание: если по окончании времени, в кругу остаются люди, то вы им сообщаете, что они погибли. Во время обсуждения стоит обратить внимание на то, чем руководствовались ребята при составлении списков, какие критерии использовали, какова была стратегия выработки общего решения, трудно ли брать на себя ответственность за жизнь или смерть другого человека?

Итак, вы теперь оказались в маленьких надувных лодках. И вот вдалеке, по направлению ветра, несколько островов, во всей видимости, необитаемых. Есть шанс спастись, если освободиться от не ненужных вещей - и доплыть до острова.

Но что выбросить? Ведь какие-то вещи могут пригодиться, чтобы жить на этих островах, а сколько там жить никто не знает. Не выкинете ничего – утоните в море. Сделаете ошибку, выкинув нужную вещь – погибните.

Задание 1: перед вами список вещей, находящихся в лодке (приложение 1), необходимо оставить предметы не больше 90 кг. Что бы вы выкинули за борт?

Каждая команда должна выработать общее решение, но не голосованием, а единодушным согласием. Если хоть один человек будет против, то решение не принимается. При этом не тяните, можете погибнуть, у вас всего 5 минут.


Затем один из членов команды должен зачитать список и доказать почему это они оставили.

Самыми необходимыми предметами являются те, которые служат для привлечения внимания и помогают выжить до прибытия помощи. Средства навигации в этих условиях имеют второстепенное значение, т.к. знание места кораблекрушения не может улучшить положение потерпевших.

Следовательно, самыми важными являются:

Зеркало (для сигнализации воздушным и морским спасателям)

Ракетница с сигнальными ракетами;

Канистра с питьевой водой;

Медицинский спирт; (для дезинфекции и профилактики возможных болезней).

Винтовка с запасом патронов.

Р.S. Приведенная классификация является приблизительной и допускает изменения при условии достаточной аргументации.

И, наконец-то, мы оказались на острове, но какой он? Что же нас ждет впереди?

Задание 2: Выборы вождя.

Необходимо решить, такой серьезный вопрос, как выборы вождя. Кто, на ваш взгляд, лучше всех справится с ролью вождя? Кого бы вы хотели видеть в роли вождя? Задумайтесь над этим.

А теперь на счет «три» каждый покажет пальцем на того человека, которому он мог бы доверить свою судьбу. Это может быть и он сам.

На счет «три» все выбрасывают пальцы в сторону самого достойного.

Задание 3:

Ваша задача – создать для себя условия, в которых Вы могли выжить. Вы должны освоить остров, организовать хозяйство. И придумать 5 основных правил проживания.

У вас на все 15 минут.

(рисование на ватмане)

Защита своего проекта вождями.


Задание 4: (для острова Дикороста)

Недалеко от вашего лагеря стали появляться туземцы. Они вооружены и, кажется, относятся к вам очень настороженно. А может и враждебно. При этом никаким другим языком, кроме собственного, они не владеют.

Придумайте условные обозначения для письма, продумайте процедуру знакомства.

Задание 5 (для острова Мечталия)

Ваши соседи каждую ночь устраивают шумные праздники с песнями, с плясками. Они и вас приглашают каждый вечер, но после дневных работ (добычи еды, устройства жилья) у вас уже нет сил. Отдохнуть бы! Но за окном опять грохот барабанов и оглушительная музыка. Отказать им и не прийти смертельная обида….


Задание 6 (для острова Один-Ок)

Вы посетили традиционный туземный карнавал и победили в конкурсе на лучший костюм! Но теперь, по обычаям острова, вам надо целую неделю носить его каждый день. Туземцы рады за вас! А вот вам уже жмут карнавальные туфли, и голова под маской начинает болеть….

Задание 7: Вы увидели корабль и должны дать сигнал, но нет ракетницы. Как вы поступите?

Ура вы наконец-то спасены!!!

Упражнение «Аплодисменты по кругу»

У нас очень хорошая группа, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.

Игра проходит следующим образом : вы становитесь в общий круг. Один из вас начинает. Он подходит к кому-нибудь из учеников, смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши.

Затем они оба выбирают следующего ученика, который также получает свою порцию аплодисментов: они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют ему. Затем уже вся тройка выбирает следующего. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбрать еще одного. Таким образом, игра продолжается, а овации становятся все громче и громче.

Рефлексия педагогами


Резюме ведущего

Сегодня вы узнали что-то новое о своих коллегах, вы почувствовали обратную связь от своих коллег, сегодня вы были одной командой, вспоминайте об этом в трудную минуту и смело обращайтесь за помощью друг другу, взаимопомощь в нашем совместном деле необходима.

Прощание

Общее объятие, с покачиванием.

Список литературы:

1.Громова Т. «Незаконченный сценарий для свободного плавания» - Метод в теории и на практике. / «Школьный психолог» - №23 июнь 2004 г.

2.Козлов Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург, 1997.

3.Саканова И.Н. Социальный педагог МОУ "Еласовская средняя общеобразовательная школа" Горномарийского района Республики Марий Эл. http://elasy-rme.narod.ru/work/sakanova/index.html

4. Образцова Т. "Психологические игры для детей". Часть 1/ Образцова Т.Н.; Лада, 2010 г.

Приложение 1

1 Канат 50 м

2 Аптечка с медикаментами 5 кг

3 Компас гидравлический 6 кг

4 Консервы мясные и рыбные 20 кг

5 Секстант для определения местонахождения по звёздам 5 кг

6 Винтовка с оптическим прицелом и запасом патронов 25 кг

7 Шоколад 20 кг

8 Спальные мешки (по 1 на каждого члена экипажа) 10 кг

9 Ракетница с комплектом сигнальных ракет 8 кг

10 Палатка 10 - местная 20 кг

11 Баллон с кислородом 50 кг

12 Комплект географических карт 25 кг

13 Канистра с питьевой водой 20 л

14 Собака 55 кг

15 Лодка резиновая надувная 25 кг

16. Туалетное зеркало, шило, мыло 3кг.

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002448

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Цели: содействовать процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха.

Задачи: навыки командообразования, развитие навыков делового общения, умения договариваться, используя позитивные приемы; развитие саморегуляции, выработка и закрепление адекватных форм поведения и реагирования.

Тип урока:

Тренинговое занятие

Используемые учебники и учебные пособия:

1. Н. Козлов. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург, АРД ЛТД, 1997.

2. Т. Эксакусто. Практикум по групповой психокоррекции. Ростов-на- Дону, "Феникс", 2007.

Используемая методическая литература:

1. А. Реан, А. Кудашев, А. Баранов. Психология адаптации личности. Санкт-Петербург, "Прайм-Еврознак", 2006.

2. Л. Анн. Психологический тренинг с подростками. Издательский дом "Питер", 2003.

Используемое оборудование:

Материалы к игре: фломастеры – 2 пачки, ручки шариковые и альбомные листы по количеству игроков.

Презентации с релаксационной музыкой.

Краткое описание:

Психологическая игра для подростков 15 - 17 лет закрепит навыки позитивного делового общения, возможность проявить свои лидерские способности.


Ход занятия:

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не совсем обычное занятие – мы совершим путешествие на необитаемый остров.

Как вы думаете, какие качества необходимы человеку, чтобы выжить в условиях острова?

Как вы думаете, лучше на острове находится одному или с командой и где будет шанс больше выжить?

Какие чувства испытает человек, если он окажется на острове один?

Для того, чтобы выжить в экстремальных условиях человек должен научиться действовать сообща, прислушиваться к другим людям, сотрудничать, приходить на помощь, уметь договариваться и принимать решения в экстремальных условиях, и если понадобиться – то и в кратчайшие сроки. Вот сегодня мы и посмотрим, как мы умеем взаимодействовать и подчиняться мнению большинства. Для этого мы сначала потренируемся, что в дальнейшем поможет нам при работе.

Давайте сейчас вспомним правила работы в группе:

Правила групповой работы:

  1. Слушай внимательно все выступления.
  2. Не критикуй высказанные идеи.
  3. Не перебивай выступающего, соблюдай тишину.
  4. Не стесняйся высказывать свое мнение, самое простое предложение часто бывает гениальным.
  5. Не ошибается тот, кто ничего не делает.
  6. Соблюдай личные права членов группы:
  1. право отстаивать свою точку зрения;
  2. право выдвигать идеи;
  3. право на обдумывание;
  4. право на пересмотр, уточнение своей позиции, на выдвижение нового предложения.
  1. Не обижайся.
  2. Будь доброжелательны.
  3. Каждый член группы несет ответственность за результативность работы группы. Успех и неудачу делим поровну

1 упражнение: ПОЖЕЛАНИЕ

Все играющие садятся в круг:

Инструкция: "Давайте начнем сегодняшний день с того, что выскажем друг другу пожелания на день, и сделаем это так. Кто-нибудь встанет, подойдет к любому другому, поздоровается с ним и выскажет ему пожелание на сегодня. Тот, к кому подошел первый участник, в свою очередь подойдет к следующему и так далее до тех пор, пока каждый из нас не получит пожелание на день".

2 упражнение «Встать по числу, по цвету волос, по размеру ноги, по величине ладони, по размеру обуви…) » (психогимнастическое упражнение, тренер использует по своему усмотрению)

Все участники садятся по кругу.

Инструкция: «Я буду называть числа. Сразу же после того, как число будет названо, должны встать именно столько человек, какое число прозвучало (не больше и не меньше). Например, если я говорю «четыре», то как можно быстрее должны встать четверо из вас. Сесть они смогут только после того, как я скажу «спасибо». Выполнять задание надо молча. Тактику выполнения задания следует вырабатывать в процессе работы, ориентируясь на действии друг друга».

При обсуждении тренер может задать группе несколько вопросов: «Что помогало нам справляться с поставленной задачей и что затрудняло ее выполнение», «На что вы ориентировались, когда принимали решение вставать?», «Какая у нас была тактика?». «Как можно было организовать нашу работу, если бы у нас была возможность заранее обсудить способ решения этой задачи?»

Вот мы с вами и готовы отправится на наш необитаемый остров. Предлагаю вам сейчас закрыть глаза, сесть по удобнее и попытаться представить себе то место, куда мы сейчас мысленно с вами перенесемся.

(Приложение №1)

Презентация «Море» с релаксационной музыкой –

на фоне музыки звучат слова ведущего.

Сегодня мы отправимся в удивительное путешествие на необитаемые острова. Каким будет это путешествие, зависит только от Вас. Нас ждут два острова, «Банановый» и «Кокосовый», которые мы должны будем заселить и сделать жизнь его обитателей безопасной, достойной и интересной.

И так, на необитаемые острова отправляются первые его обитатели – президенты будущих островных государств.

Среди участников проводится жеребьевка.

Кто вытащил фишку с написанными на ней буквами «ПБ», тот президент Бананового острова, «ПК» - Кокосового. Президенты отправляются на «острова».

Как чувствуют себя президенты наедине с собой неповторимым?

(президенты описывают свои ощущения).

Как долго Вы можете оставаться в одиночестве?

И так, настало то время, когда Вам захотелось пообщаться, повеселиться, заняться общим полезным делом, показать свои способности. Президенты должны заселить свои острова народом так, чтобы получилось полноценное общество, способное создать каждому его члену условия для успешной и достойной жизни. Выбор производится из оставшихся участников игры по очереди. Начинает тот президент, который первый устал от одиночества. Делая выбор каждый из президентов должен его обосновать. Например: «Я выбираю Афанасьева А., так как он ведет здоровый образ жизни, человек ответственный, справедливый, хочет стать юристом. Без грамотного юриста построить правовое государство невозможно». Выбранный занимает место на острове. Следующий выбор производит президент другого острова и т. д.

Когда президенты заселят свои острова, оставшиеся участники играют роль наблюдателей. Их задача наблюдать за тем, как строят свои взаимоотношения жители в совместной деятельности при решении поставленных задач в достижении цели.

Жители двух островов получают одинаковые задания. Они должны придумать:

- название государства, столицы;

Флаг;

Герб;

Выбрать песню, которая будет гимном;

Валюта;

Основные законы (5);

Климат;

Полезные ископаемые;

Чем будут заниматься жители вашего острова.

Жители островов под руководством президентов работают в течение 15 – 20 минут.

Наблюдатели(если они есть) (каждый для себя) фиксируют основные моменты их взаимодействия на листе бумаги, разделенной пополам: +, -. Оцениваются поступки, способы и приемы взаимодействия, но не личности участников.

Обратить особое внимание на:

Четкость и обоснованность распределения обязанностей;

Руководство со стороны президента;

Умение договариваться позитивными приемами.

- (Это проговаривается, если команды не укладываются по времени - Вдалеке показалось судно, которое приближается к вашему острову – это ваш последний шанс вернуться домой! Если вы поторопитесь, то капитан судна вас примет на борт своего корабля)

«Презентация государства». В течение 3- 5 минут жители каждого острова представляют свое государство и доказывают, что оно лучшее, что именно их государство способно обеспечить каждому его члену жизнь, достойную человека.

Сценарий большой психологической игры «Путешествие на необитаемый остров».

Составила педагог-психолог МБОУ «СОШ №2 им. Д. Х. Скрябина» ГО «Жатай»

Уваровская Елена Александровна.

Пояснительная записка (актуальность):

Серьезные проблемы возникают у человека, не умеющего общаться в группе, сотрудничать, устанавливать и сохранять отношения, соотносить свою деятельность с деятельностью других людей.

Общение и взаимодействие с другими людьми – это искусство. Умение строить отношения, находить подход к людям, располагать их к себе служит основой жизненного и профессионального успеха. Известно, что эффективность общения во многом зависит от того, как человек учитывает интересы, чувства и переживания окружающих его людей, как он способен устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающими.

Формирование и развитие коммуникативных качеств личности происходит, прежде всего, в школьные годы. Каждому школьнику необходима социально-психологическая подготовка. Необходимы знания и выработанные навыки, а для этого учащимся необходима помощь.

В предлагаемом внеклассном мероприятии обобщен опыт работы по развитию коммуникативных навыков. Игра-проживание может быть интересна как педагогам-психологам, так и классным руководителям.

    Название: игра-проживание «Путешествие на необитаемый остров».

    Цели и задачи игры:

создание условий для:

Развития готовности к сотрудничеству, умения присоединяться к группе, устанавливать и сохранять отношения;

Развития коммуникативных навыков, расширения представлений о способах конструктивного поведения;

Расширения сферы эмоциональных переживаний, развития умения справляться со своими эмоциями;

Построения своей деятельности в контексте ситуации и межличностных отношений, развития умений соотносить свою деятельность с деятельностью других людей.

    Описание проблем и задач развития, на решение которых направлена данная игра:

Игра направлена на диагностику и решение коммуникативных проблем и рекомендована для проведения в группе, где есть дети, которые:

    испытывают затруднения при знакомстве, бояться вступать в контакт;

    теряют интерес к дружеским отношениям в течение короткого времени;

    не умеют конструктивно взаимодействовать, управлять своими эмоциями;

    боятся строить отношения из-за прошлого неудачного опыта.

    Предполагаемый психологический результат:

Развитие навыков невербальной и вербальной коммуникации,

Проживание различных эмоциональных состояний,

Развитие способности осознавать свои чувства,

Справляться со своими эмоциями,

Расширение представлений о новых способах конструктивного поведения,

Получение опыта решения проблемных ситуаций.

    Описание сюжетной канвы, игровой результат, тип сюжета:

Тип сюжета приближен к реальному.

На воздушном шаре участникам группы предлагается отправиться на необитаемый остров, который расположен в океане, и прожить там какое-то время, организовать совместную деятельность (поиски пищи, воды, разведение костра, постройка жилища и т. д.).

Это красивый зеленый остров с чистым воздухом и множеством маленьких голубых озер. На острове много плодовых деревьев, неизвестных нам, в зарослях – диковинных животных и птиц. Этот остров остался таким красивым до сих пор, потому что все на нем находится в полной гармонии. Но стоит на острове поселиться агрессии, эгоизму, лени, обиде, страху, раздражительности, остров сразу же начнет разрушаться. И, наоборот, если путешественники принесут с собой на остров положительные эмоции, остров станет еще прекраснее.

До острова участники группы добираются на воздушном шаре. Каждый может взять с собой в путешествие одну вещь, которая ему дорога или представляет для него наибольшую ценность и поможет ему в путешествии (вещь может быть как реальной, так и символичной).

В процессе всей игры инициативность и активность предоставляется самой группе. Участники группы сами распределяют роли, моделируют трудности, находят выход из создавшегося положения. Ведущий лишь «генерирует» возможные затруднения.

Действия участников обозначаются символически, оговаривая их и обозначая жестами. В помощь участникам предложены листы ватмана, цветная бумага, фломастеры, ножницы, клей.

По окончании игры (жизнь на острове налажена) участники возвращаются из путешествия, и проводится рефлексия.

    Время на игру и на обсуждение: от 1часа 15 минут.

    Участники:

    возраст участников 11 – 12 лет.

    размер группы 12 – 14 человек.

    сколько взрослых должно участвовать в качестве ведущих:

в качестве ведущего в игре участвует 1 взрослый – психолог. Ведущий выступает в качестве ведущего-наблюдателя и «генератора возможных затруднений».

    Оборудование и материалы:

стулья по количеству игроков, канат, магнитофон, листы ватмана, цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры.

    Возможность продолжение игры в деятельности психолога и педагогов (классного руководителя):

В деятельности психолога возможно продолжение игры в виде тренинга коммуникативных навыков, направленного на решение проблем, выявленных во время игры.

В деятельности классного руководителя возможно проведение общегрупповых мероприятий, направленных на развитие групповой сплоченности и решение коммуникативных проблем, выявленных во время игры.

    Подробный сценарий игры с указанием задач каждого этапа:

этапа

Время

проведения

Задачи, решаемые на каждом этапе

Материалы, необходимые для проведения каждого этапа

Сбор в путешествие.

Ведущий предлагает отправиться в путешествие на необитаемый остров и предлагает взять с собой по одной вещи (символичной), представляющей ценность для участника.

Умение присоединяться к группе, устанавливать отношения.

«корзина воздушного шара» - стулья по количеству игроков, канат, обвязанный вокруг стульев.

Полет на воздушном шаре.

Ведущий предлагает участникам занять места на воздушном шаре и имитировать поездку.

Развитие готовности к сотрудничеству.

Приземление на остров, распределение ролей.

Ведущий предлагает высадиться на остров, наметить план дальнейших действий и распределить кто и чем будет заниматься.

Построение своей деятельности в контексте ситуации и межличностных отношений.

Налаживание жизни на острове.

(поиск пищи, разведение огня, постройка жилища и т. д.)

Участники группы выполняют намеченный план действий (ведущий наблюдает).

Расширение сферы эмоциональных переживаний, развитие умений справляться со своими эмоциями, расширение представлений о способах конструктивного поведения, умения соотносить свою деятельность с деятельностью других участников.

Листы ватмана, цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры.

Жизнь на острове.

Участники имитируют жизнь на острове, отдыхают, ходят друг к другу в гости. Ведущий наблюдает.

Развитие коммуникативных навыков, расширение представлений о способах конструктивного поведения.

Возвращение с острова, завершение игры.

Ведущий предлагает занять свои места на воздушном шаре и вернуться обратно. Ведущий благодарит за игру и предлагает участникам поблагодарить друг друга.

Развитие умения сохранять, установленные отношения.

«корзина воздушного шара», магнитофон (звучит негромкая мелодичная музыка)

Обсуждение игры.

(групповая рефлексия)

Участники рассаживаются по кругу и вместе с ведущим обсуждают игру.

Подведение итогов, выявление затруднений, выявление позитивных изменений.

Стулья по количеству игроков, расставленные по кругу.

    Формы обсуждения игры.

Групповая рефлексия – обсуждение игры проходит в форме обмена впечатлениями:

Что было трудно, что – легко?

Что самое важное?

Что помогало? Кто помогал?

Что мешало?

Какие чувства возникали на разных этапах игры?

Какие чувства участники игры испытывают сейчас?

Что понравилось и тронуло больше всего?

    Самоотчет ведущего.

После проведения игры ведущий проводит рабочую рефлексию – анализ личностных проблем, прогноз конфликтов, необходимость и формы дальнейшей коррекции.

Результативность работы:

В результате проведенной игры осуществляется диагностика и решение коммуникативных проблем, развитие навыков невербальной и вербальной коммуникации, умения осознавать свои чувства, справляться со своими эмоциями. Участники игры расширяют представления о новых способах конструктивного поведения, получают опыт решения проблемных ситуаций.

Цель: - научиться взаимодействовать;

Получить возможность побывать в разных социальных ролях;

Анализ своего поведения.

Все занятие посвящено игре. Ведущий:

В прошлый раз вы успешно оказались на необитаемом острове. К вам приплыли последние пять из выброшенных вами вещей. С ними вы будете жить на острове. Еще в кармане у кого-то оказалась зажигалка. Но вот неудача - у вас двое раненных. За ними нужен уход. Кто этим займется? Кто обследует остров? Кто будет добывать пищу? Кто будет готовить? Необходимо построить жилище. Оно будет одно на всех или у каждого свое, а может быть, вы построите несколько шалашей-палаток? Решать вам.

Когда ведущий видит, что все обстроились, он предлагает решить вопрос

Через некоторое время, когда все проблемы решены или просто стало скучно, ведущий вводит новые условия:

На соседнем острове обнаружено племя аборигенов. Возможно, они людоеды, а может быть, и нет. Они заметили вас и садятся на лодки, чтобы плыть к вам на остров. Ваши действия?

Для более динамичного хода игры ведущий предлагает распределить роли

между участниками.

Карточки с ролями для индивидуальной работы:

Ты - критик

Чтобы не происходило, тебе все не нравиться. Радуются? Нашли чему.... Боятся? Есть чего бояться.... По желанию ты можешь предлагать свои решения, а можешь только отвергать все. Постарайся Действительно вложиться в эту роль, а не играть её. Для этого подумай, чем хорош критик. Например, не дает расслабиться, стимулирует группу.

Ты - восторженный добряк

Что бы ни происходило, ты все и всех стараешься поддержать. Все - молодцы! Все люди - хорошие; Что ни делается, - к лучшему! Дерутся или ругаются? Хорошо, зато не скучают. Кого-то ты будешь раздражать, будь готов к этому. Зато без таких, как ты, мир был бы злой и серый.

Ты - лидер

Постарайся всех организовать. Если не ты, все погибнут. Если найдется другой лидер, он один все равно не справиться. Будешь слишком вялым - тебя не заметят, будешь слишком мягким не будут слушать. Будешь слишком жестким - будут не довольны, а то ещё и свергнут. Сложно? Зато если удастся найти золотую середину - все выживут, будут счастливы, и это - твоя заслуга.

Ты - беззаботная бабочка

Ты рада, что можно так вот счастливо пожить на острове, а главное повеселиться, потанцевать, потусоваться, попеть у костра. А организация жизни, проблемы - пусть другие этим занимаются. Не будем отнимать у них радостей. От Общей работы по возможности ты отлыниваешь. Лучше поискать друзей, какого-нибудь мальчика, познакомиться с ним, погулять. Благо, что учебы нет, в школу ходить не надо, родители не пристают... Свобода!!!



Ты - легкомысленный кузнечик

Ты рад, что можно так вот счастливо пожить на острове, а главное повеселиться, погулять, потусоваться, попеть у костра. А организация жизни, проблемы - пусть другие этим занимаются. Не будем отнимать у них радостей. От общей работы по возможности отлыниваешь. Лучше поискать друзей, какую-нибудь девочку, познакомиться с ней, погулять. Благо, что учебы нет, в школу ходить не надо, родители не пристают...Свобода!!!

Ты - человек, который нашел коноплю

Попробовал, тебе понравилось. Наркоманом себя ты не считаешь. Однако пробуешь травку каждый день, думая, что можешь остановиться в любой момент. Предлагаешь другим попробовать. (А почему бы и нет, если мы на необитаемом острове?). Тебе не нравится недовольство остальных. Тоже мне командиры! У нас свобода, и каждый делает, что хочет. У тебя есть друг, который хотя и не курит травку, но поддерживает. Найди его!

Ты - друг человека, который нашел коноплю (В роль вступаешь по команде ведущего, не сразу)

Травку ты не куришь, но не осуждаешь друга и хочешь по-хорошему «вытянуть» его. Тебе не хочется, чтобы друга наказывали, и не хочется конфликтов с остальными.

Ты - человек, который в свободное время сделал лодку

Теперь ты ловишь рыбу, так как можешь отплыть подальше от берега. Лодку ты давать никому не хочешь. Рыбой ты тоже не делишься, потому что ловишь её в свободное время. Ты не хочешь уступать, потому что в свое время уговаривал других присоединиться к постройке лодки, но тебе не помогли. Делишься рыбой только со своей девушкой и другом, который помогал строить лодку и иногда рыбачит вместе с тобой.

Ты - девушка рыбака

(В роль вступаешь по команде ведущего, не сразу)



Ты любишь его, не хочешь скандала, пытаешься уладить его конфликт с окружающими, чтобы и группа была довольна, и он не сердился.

Ты - друг рыбака

(в роль вступаешь по команде ведущего, не сразу)

Ты помогал ему строить лодку, в свободное время помогаешь рыбачить. Ты рад, Что тебя друг иногда угощает рыбой. Ты не хочешь конфликта с группой, но и до конца в своей поддержке друга - то есть оставаться с ним наперекор группе -идти не хочешь.

Ты - тот, кто решил отделиться от общины (В роль вступаешь не сразу, по команде ведущего)

Тебе надоели порядки. Трудятся не многие, а едят поровну, поэтому жить голодно. Много болтают, мало делают. Лучше жить на другом конце острова одному, максимум с другом и девушкой.

Ты - та, которая решила отделиться от общины (В роль вступаешь по команде ведущего, не сразу)

Тебе надоели порядки. Трудятся не многие, а едят поровну, поэтому жить голодно. К тому же никто из ребят не обращает на тебя внимания, а с девчонками отношения не сложились. Но ты - девушка умная и понимаешь, что одна ты не выживешь. Ждешь момента, когда кто-то из ребят тоже решит уйти, а ты - вместе с ним. Если не получиться, будешь сама уговаривать парня, который тебе понравился, отделиться.

Обсуждение.

Прощание.

Подойдите к тем, с кем вам было особенно приятно работать. Выберите двух-трех человек. Скажите им о своих чувствах.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «travelismylife.ru» — Туристический портал - Travelismylife