Российские пилоты уходят работать в азию. Квалифицированные гражданские летчики массово уезжают работать в азию из-за ослабления рубля. Можно ли завлечь пилотов обратно

» пишет, что только за последние 2,5 года уехало минимум 300 пилотов за границу, а около 400 готовятся это сделать.

Издание сообщает, что покидают Россию наиболее подготовленные пилоты с превосходными знаниями английского языка — командиры воздушных судов и инструкторы. Больше всего высококвалифицированные кадры уволились с авиакомпаний «Уральские авиалинии», «Волга-Днепр», «ВИМ-Авиа» и другие.

Российские лётчики уезжают туда, где зарплаты из-за ослабленного рубля намного выше. Чаще всего это страны Азии — в Китай, Корею, Вьетнам.

Информированный источник рассказывает, что авиавласти России формально затрудняют пилотам работать за рубежом. К примеру, отказывают в подтверждении лицензии пилота иностранным компаниям или давать какие-то другие необходимые документы. Они ссылаются на закон, который говорит о защите персональных данных.

Другой источник предполагает, что сбои в графике рейсов «ВИМ-Авиа» вероятней всего произошли из-за увольнения командиров воздушных судов. Тогда из авиакомпании ушли 12 человек. Ещё один источник говорит, что приток российских лётчиков в Китай совпал с падением пассажиропотока и завершением работы авиакомпании «Трансаэро».

Как удалось выяснить, средняя заработная плата в Китае выше в 4 раза, чем в России и составляет в пределах 17 000 — 25 000 долларов в месяц. Из требований — налетать 80 часов (в России — 90), отпуск от 96 дней и выше (в России — 70). С 2016 года Китай упростил выдачу разрешений на работу пилотам и это стало стимулом российских специалистов.

Газета пишет, что в данный момент около 10 китайский авиаперевозчиков хотят взять на работу пилотов из России. В частности их интересуют командиры воздушных судов от 2500 часов налёта. Сегодня в Китае работают около ста российский командиров и инструкторов. Примерно такое количество человек готовятся ещё переехать.

Авиакомпания «ВИМ-Авиа» не скрыла, что некоторые пилоты ушли и теперь работают в Китае, Индии или Вьетнаме, где уже есть необходимые условия для привлечения лётчиков из соседних стран.

О такой же ситуации говорит и генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев. По его словам, компании нужно российские КВС. Пилоты массово уезжают работать в Азию и Китай, где зарплата существенно выше. «Аэрофлот» повышать её не может. Савельев рассказал, что в авиакомпании трудится 21 иностранный пилот при квоте в 80 человек. Недавно запросили новую квоту на 40 иностранных пилотов.

Как удалось выяснить, заработная плата на 20% летного состава повысилась в «Уральских авиалиниях». Сама компания об этом не говорит. О том, что есть трудности, рассказывают в S7, но они единичны.

Министерство транспорта подтверждает данную ситуации, но, по их словам, не так много теряют кадров. Проблему видят в «прежде всего с курсовой разницей валют». О том, что делать, чтобы пилоты не покидали Россию, обсуждается с Ассоциацией эксплуатантов воздушного транспорта.

09 .06.2017

Российские пилоты массово уезжают в Азию. С начала кризиса азиатские перевозчики, по данным «Коммерсанта», приняли на работу более 300 командиров воздушных судов из «Аэрофлота» и других компаний.

В России максимальная зарплата высококвалифицированного пилота не дотягивает до $6000, а в Китае, который сейчас переживает бум авиаперевозок, ему предложат минимум в два раза больше.

Всего в России, по данным Росавиации, 11 600 пилотов. Потеря нескольких сотен специалистов уже сказывается на бизнесе российских перевозчиков, но дальше им придётся ещё тяжелее. Компании опасаются, что беглецы запустят цепную реакцию.

«Секрет» обсудил ситуацию с бывшим пилотом «Аэрофлота», который продолжает карьеру во Вьетнаме, главой крупнейшего профсоюза лётного состава и независимым экспертом.

Владимир Чередниченко

Командир воздушного судна в компании Vietnam Airlines

Когда я в 2010 году устроился в «Аэрофлот» вторым пилотом, зарплаты были на уровне. Например, я получал больше 150 000 рублей в месяц. Компания дала мне возможность расти, за два года я прошёл все этапы подготовки и стал командиром воздушного судна. Зарплата выросла на 40%, но пришлось много работать: к положенным 80 часам в месяц все КВС брали ещё 10 сверхурочных. 90 часов в месяц -максимальная разрешённая нагрузка. Из компании я ушёл в 2016 году. Решился, потому что изменилась экономическая ситуация в стране. Мне приходилось всё больше ущемлять свои потребности. Кроме того, хотелось развиваться. В Vietnam Airlines меня привлекла интересная маршрутная сеть (Китай, Мьянма, Камбоджа, Сингапур) и то, что авиакомпания летает на самых современных самолетах - Airbus A350. Зарплата - достойная. Пилоты уезжали из России всегда - например, в Европу или в арабские страны. Сейчас главное направление - Азия. Массовый отток начался в 2015 году, когда обанкротилась компания «Трансаэро». Люди в один день остались без работы, и в России вакансий для них не было. Пилот ждать не может - квалификация теряется. Ребята приехали и поняли, что котируются на мировом рынке. За ними потянулись другие пилоты. Все едут с конкретной целью - накопить на квартиру, обеспечить себе пенсию, оплатить учёбу детей-студентов. Больше всего пилотов-иностранцев набирают китайские авиакомпании, и именно они предлагают самые высокие зарплаты. Я уже завершаю свой контракт во Вьетнаме и собираюсь переехать как раз в Китай. В других азиатских странах платят примерно одинаково - не меньше $10 000 в месяц. При этом местным платят раза в два меньше, чем экспатам. Контракты в Азии в целом более комфортные, чем в России. Оплата здесь не сдельная, как в «Аэрофлоте» и других российских компаниях, а фиксированная. При этом, если человек летает больше 80 часов в месяц, это считается очень серьёзной переработкой, и ему прилично доплачивают. Ещё один плюс состоит в том, что в Азии среднемагистральные воздушные суда летают в основном в дневное время. Если всё же придётся лететь ночью, мы с вероятностью 99% будем втроем: два командира и одни второй пилот. Поделим между собой время полета, и у каждого будет достаточно времени, чтобы отдохнуть.

Игорь Дельдюжов

Президент Шереметьевского профсоюза лётного состава

«Аэрофлот» и его дочерние компании потеряли около 140 пилотов. Много это или мало? По нашим данным, всего у «Аэрофлота» около 2500 пилотов. Авиакомпания постоянно открывает новые направления и увеличивает парк воздушных судов. Конечно, дефицит сказывается. Об этом свидетельствуют и напряжённый рабочий график, и многочисленные незаконные (без согласования с работниками) переносы отпусков с летнего периода на осенне-зимний. Профессия пилота по-прежнему входит в тройку самых высокооплачиваемых в России, но зарплаты в наших авиакомпаниях ниже, чем в иностранных. Второй пилот сейчас получает до 200 000 рублей в месяц, средняя зарплата КВС - порядка 350 000. В Китае зарплата КВС может достигать $25 000, в Южной Корее или Вьетнаме - $12 000. Другиие специалисты - например, авиационные инженеры или техники - тоже при первой возможности уезжают туда, где их труд стоит в разы дороже. Сейчас «Аэрофлот» судорожно пытается решить проблему, действуя как кнутом (беглецам [пригрозили](http://www.rbc.ru/business/26/06/2017/5950e1859a794704d05371d1), что обратно их не примут), так и пряником (новым КВС обещают разовые выплаты в размере 650 000 рублей). Но эти меры не решат проблему. Нужно как минимум провести индексацию зарплат (не только окладов, но и составных частей) всех работников. В последние годы компания на этом экономила.

Олег Пантелеев

Исполнительный директор агентства «Авиапорт»

Несмотря на ухудшение макроэкономической ситуации перевозчики наращивали флот, устраивали зарплатные войны. Но в то же время, чтобы загрузить парк, прибегали к демпингу. Кто-то неминуемого сходит с дистанции, и персонал оказывается за бортом. Это позволяет решить вопрос дефицита лётных кадров оставшимся игрокам. Увы, до тех пор, пока рынок будет подвержен резким колебаниям, кадровая политика авиакомпаний будет простой: есть дефицит - надо больше платить, нет дефицита - можно не повышать зарплаты. Сейчас индустрия переживает кадровый голод. Компенсировать дефицит КВС, вторых пилотов и инструкторов увеличением выпуска пилотов из лётных училищ не получится. Искусственное ограничение оттока за счёт введения административных барьеров может работать какое-то время, но затем авиакомпании неминуемо либо вступят в гонку зарплат, либо должны будут отказаться от развития. Мы видели эту ситуацию в начале десятилетия. Любой работодатель пытается использовать пряник и кнут. Тем, кто устраивается в «Аэрофлот» впервые или после перерыва больше, чем в три года, предлагают довольно приличные единовременные подъёмные. У тех, кто хочет попытать счастья на стороне, есть возможность взвесить все плюсы и минусы: выиграть здесь и сейчас, или остаться в компании в надежде на лучшие времена.

Фотография на обложке: Pascal Rossignol / Reuters

За 2,5 года более 300 пилотов российских авиакомпаний уехали работать за границу, приблизительно 400 сейчас находится "в процессе оформления документов", пишет газета "Коммерсант" со ссылкой на источники в отрасли.

По данным издания, утечке кадров подвержены наиболее подготовленные пилоты с отличными знаниями английского - командиры воздушных судов (КВС) и инструкторы. От нее пострадали, в частности, S7, "Уральские авиалинии", "Волга-Днепр" и "ВИМ-Авиа".

Работу российские летчики находят в основном в странах Азии - Китае, Корее и Вьетнаме. Зарплаты там выше из-за ослабления рубля.

Источник газеты говорит, что пока российские авиавласти лишь формально затрудняют пилотам доступ к работе за рубежом. Например, они отказываются подтверждать иностранным компаниям лицензию пилота или предоставлять другие документы, ссылаясь на закон о защите персональных данных.

Один из источников издания не исключает, что сбои в графике рейсов "ВИМ-Авиа" могли случиться среди прочего из-за ухода одновременно 12 КВС. Приток российских летчиков в Китай совпал с падением пассажиропотока и прекращением работы "Трансаэро", говорит другой источник, работающий в зарубежном рекрутинговом агентстве, которое набирает летчиков для КНР.

В Китае зарплата пилота в среднем в четыре раза выше, чем в России - 17 000 - 25 000 долларов в месяц, в месяц необходимо налетать 80 часов против 90 в России, отпуск начинается от 96 дней (70 в России), говорит этот источник. С прошлого года Китай упростил выдачу пилотам разрешений на работу, что "лишь стимулирует приход летного состава из России".

10 китайских авиаперевозчиков хотят нанять российских пилотов, в основном их интересуют КВС с налетом от 2500 часов. В Китае сейчас летают около 100 российских КВС и инструкторов, столько же готовится перейти туда на работу, пишет газета.

"ВИМ-Авиа" подтвердила уход некоторых пилотов, которые теперь летают в Китае, Индии или Вьетнаме, где созданы условия для привлечения иностранных летчиков. Их не ограничивают квоты, система валидации лояльна и местные рекрутинговые агентства ищут пилотов в России и других странах, заявили в компании.

Гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев на ПМЭФ-2017 рассказал, что в компании не хватает российских КВС и что "пилоты гурьбой уходят в Азию и Китай, где заработные платы в 1,5-2 раза выше". Сам "Аэрофлот", по его словам, больше не может повышать зарплату. В авиакомпании работает 21 иностранный пилот при квоте в 80 человек, запрошена новая квота на 40 пилотов-иностранцев.

По данным источников издания, на 20% выросла зарплата летного состава, "Уральских авиалиний", но компания эти данные не комментирует. В S7 подтвердили наличие трудностей, но "пока только в единичных случаях", и сказали, что планируют обсудить проблему с другими участниками отрасли. В "Волга-Днепр" на запрос издания не ответили.

В Минтрансе тенденцию утечки кадров подтвердили, отметив, что масштаб проблемы не так велик, и связали отток "прежде всего с курсовой разницей валют". Предложения для предотвращения ухода пилотов обсуждаются с Ассоциацией эксплуатантов воздушного транспорта и скоро "будут представлены на общественное обсуждение".

Так так так. Девятого июня в российском сегменте энторнета появился нелепый вброс, что, якобы, квалифицированные российские пилоты и даже (страшно сказать) командиры воздушных судов (КВС) массово уезжают из Великой России с Крымом в Прекрасный Китай! Речь может идти о нескольких сотнях человек! Говорят, там условия лучше и зарплата выше, поэтому за последние годы в Азию уехало почти 300 «наиболее подготовленных пилотов с отличными знаниями английского» — КВС и КВС-инструкторов!

Даже гендиректор «Аэрофлота» Савельев подтвердил, что да, мол, проблема очень серьезная, «пилоты гурьбой уходят в Азию и Китай, где зарплаты 1,5-2 раза выше». Разве не ужас? Чтобы проверить информацию, я пообщался с русским пилотом Александром, который не так давно уехал в Китай. Он подтвердил, что речь идет о «сотнях» пилотов и КВС, переехавших из России в Азию. Вот, что он мне рассказал.

Александр работал в «Когалымавиа». После теракта 31 октября 2015 года, унесшего жизни 224 человек (этот теракт привел к приостановке авиасообщения между Россией и Египтом), компания прекратила полеты. Сотрудников, в том числе высококвалифицированных пилотов, почти полгода держали в подвешенном состоянии, обещая, что полеты вот-вот возобновятся. При этом зарплаты не платили, а потом в марте 2016 года компанию просто объявили банкротом, и долги перед персоналом так и не выплатили. Удобно!

Практически одновременно с этим - в октябре 2015 года - прекратила деятельность «Трансаэро». Часть пилотов авиакомпании, конечно, смогли устроиться в другие компании, но многие летчики остались безработными.
Люди были никому не нужны, и работа за границей оказалась для многих единственным шансом прокормить семью.

И тут под боком оказался Великий и Прекрасный Китай! Китай - это вообще новый, очень масштабный рынок авиаперевозок. По данным Администрации гражданской авиации КНР , в стране 218 аэропортов, почти 3800 маршрутов, а в прошлом году китайскими авиалиниями воспользовались 488 миллионов человек, это как если бы каждый без исключения гражданин России за год слетал куда-нибудь как минимум 3,5 раза!

Самое главное - в Китае для иностранных пилотов более выгодные и благоприятные условия работы: зарплаты, по словам Александра, в Китае для пилотов-экспатов зависят от количества дней отпуска в год (чем меньше отпуск, тем больше зарплата), но даже если продолжительность отпуска равна продолжительности рабочего периода, зарплата все равно как минимум в 1,5 раза выше, чем в России! Кроме того, там есть много всяких дополнительных ништяков, типа оплаты квартиры, авиабилеты членам семьи, всякие приятные бонусы, а также новые самолеты и хорошо оснащенные аэропорты!

Какие в Китае аэропорты, мммм, это песня, . Главное - они большие!

Конечно, в Китае, как и везде, есть своя специфика: например, здесь очень строгий отбор по медицинским показателям, гораздо строже, чем в России. Кроме того, у китайских пилотов график очень напряженный: у них отпуск обычно только 1 месяц в год (конечно, есть выходные, но они не очень часто). В результате у второго пилота в Китае часов налета даже больше, чем у КВС в России.

Кроме того, к английскому языку китайцев - «чинглишу» - еще надо привыкнуть, а весь план полетов скидывают иероглифами, поэтому в первый рейс в Китае Александр отправлялся не зная, куда он летит:) Потом разобрался, конечно.

Александр говорит, что китайцы, несмотря на расхожие стереотипы, очень педантичны и досконально следуют инструкциям (в этом им помогают штрафы за нарушения инструкций, которые доходят до 5 тысяч долларов!). Правда, бывает и так, что из-за строгого следования инструкциям они с трудом справляются с внештатными ситуациями, попросту говоря, «тупят», но это мы с вами уже давно выяснили;) Но в целом китайцы добродушные и доброжелательные люди, хотя и терпеть не могут, когда их ругают, даже за дело (обижаются и могут в ответ тайно напакостить).

Кстати, по словам Александра, китайские пилоты в течение полета дымят, как паровозы! Интересно.

Александр совершенно не жалеет, что переехал на работу в Китай. Говорит, в России таких условий пилоты никогда бы не получили. И если бы не получилось уехать в Китай, он уехал бы в Иран или во Вьетнам. Такие дела ((

Но, слава богу, Китай - стратегический партнер и друг России, поэтому в конце мая глава Росавиации Нерадько встретился с главой Администрации гражданской авиации КНР Фэн Чжэнлинем, и тут, по случайному совпадению, Китай прекратил принимать на работу кандидатов с российской пилотской лицензией ATPL! Вот что такое настоящие друзья!

Российские авиакомпании всерьез обеспокоены утечкой летных кадров в Азию: по данным "Ъ", за последние 2,5 года туда уехали на работу более 300 командиров воздушных судов (КВС) и инструкторов (около 100 из них в Китай), еще 400 человек — в процессе трудоустройства. Основной причиной и в отрасли, и в Минтрансе считают высокий разрыв в зарплатах на фоне слабого рубля. Отток кадров начал сказываться на рынке: нехватку пилотов источник "Ъ" называет одной из причин скандального сокращения полетной программы "ВИМ-Авиа". Не исключено, что для решения проблемы авиакомпании РФ могут опять запросить расширение квоты на наем иностранных пилотов.


Российские авиакомпании обеспокоены утечкой кадров в Азию, в частности Китай и Корею, рассказали "Ъ" источники в отрасли. По их сведениям, за последние 2,5 года в регион уехало более 300 "наиболее подготовленных пилотов с отличными знаниями английского" — КВС и КВС-инструкторов. Еще порядка 400 пилотов этих категорий — "в процессе оформления документов". По данным "Ъ", утечка затронула, в частности, S7, "Уральские авиалинии", "Волга-Днепр" и "ВИМ-Авиа".

Собеседник "Ъ" замечает, что уход из "ВИМ-Авиа" сразу 12 КВС мог стать одной из причин масштабных сбоев полетной программы (о ней см. "Ъ" от 8 июня). В авиакомпании подтвердили "Ъ", что некоторые пилоты уехали работать в Китай, Индию и Вьетнам. Основная причина оттока, по мнению "ВИМ-Авиа", "имеет экономический характер": в странах Азии государством созданы условия, благоприятствующие привлечению иностранного летного состава. Здесь нет ограничений и квот для пилотов-иностранцев, лояльная система валидации летного состава, и рекрутинговые агентства подбирают кадры в РФ и других странах.

В Китае в 2016 году насчитывалось 50,5 тыс. пилотов, из них — 25,2 тыс. коммерческих (за год их число выросло на 2,3 тыс. человек). По данным Boeing, в ближайшие 20 лет авиакомпании КНР будут нанимать по 5,5 тыс. пилотов в год — 111 тыс. человек к 2035 году. В 2016 году в стране было 59 авиакомпаний и 218 аэропортов, их перевозки выросли на 12%, до 488 млн пассажиров, а всего через аэропорты КНР прошло более 1 млрд человек.

Авиакомпании РФ с 2011 года из-за дефицита КВС также боролись за право нанимать иностранных пилотов, и в 2014 году правительство выделило им квоту — до 200 иностранцев в год. Но это совпало со спадом пассажиропотока (в 2015 году — на 1,2%, в 2016-м — на 3,8%) и ослаблением рубля, спрос на работу в РФ упал. У "Аэрофлота" 21 иностранный пилот (18 человек — из Чехии), квота компании — 80 человек.

$17–25 тысяч в месяц способны платить квалифицированным иностранным пилотам китайские авиакомпании

Источник "Ъ" в одном из зарубежных рекрутинговых агентств, ищущих пилотов для КНР, согласен, что приток летчиков из РФ совпал с падением пассажиропотока и прекращением полетов "Трансаэро" (осень 2015 года), когда из компании было уволено более 10 тыс. человек. По его словам, зарплата пилота в Китае в среднем в четыре раза выше, чем в РФ,— от $17-25 тыс. в месяц. График работы — 80 часов налета в месяц (в РФ — 90), не менее 96 дней отпуска (в России — 70 дней). С 2016 года в Китае упрощена выдача пилотам разрешений на работу, что "лишь стимулирует приход летного состава из России", говорит источник "Ъ". Интерес к россиянам проявляют десять китайских авиакомпаний, основной спрос — на КВС с налетом от 2,5 тыс. часов. Сейчас в КНР порядка 100 российских КВС и инструкторов, еще столько же готовятся к приему на работу.

Гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев в кулуарах ПМЭФ-2017 рассказал, что в компании есть дефицит российских КВС, и подтвердил, что "пилоты гурьбой уходят в Азию и Китай, где заработные платы в 1,5-2 раза выше".

Авиакомпания уже пять раз увеличивала зарплату, но "больше не видит возможностей для ее роста", поскольку второй пилот получает 320-350 тыс. руб. в месяц, КВС — 470 тыс. руб., а инструктор — более 500 тыс. руб. "Аэрофлот" запросил новую квоту на 40 иностранных пилотов. По данным "Ъ", на 20% выросла зарплата летного состава "Уральских авиалиний" (там отказались от комментариев). В S7 "Ъ" подтвердили наличие проблемы, но "пока только в единичных случаях". В "Волга-Днепр" на запрос "Ъ" не ответили.

В "ВИМ-Авиа" подчеркивают, что иностранные компании не несут затрат на подготовку пилотов, не имеют обязательств по их пенсионному и соцобеспечению по окончании контракта, поэтому предлагают более выгодные условия оплаты труда. Утечка кадров наносит ущерб не только перевозчикам, но и экономике РФ в целом, считают в компании, так как большинство уезжающих получили образование за госсчет, а при работе за рубежом по краткосрочным контрактам не платят отчисления в Пенсионный и другие фонды. Проблему утечки кадров нужно поднять с отраслевого до государственного уровня, говорят в "ВИМ-Авиа".

В Минтрансе "Ъ" подтвердили тенденцию утечки кадров, но заверили, что "проблема гораздо меньшего масштаба". Там согласны, что отток вызван "прежде всего курсовой разницей валют". Предложения для предотвращения ухода пилотов обсуждаются с Ассоциацией эксплуатантов воздушного транспорта и скоро "будут представлены на общественное обсуждение". В S7 добавили, что планируют обсудить варианты решения проблемы с участниками отрасли. Пока, по словам источника "Ъ", российские авиавласти лишь формально затрудняют пилотам доступ к работе за рубежом — например, отказываясь подтверждать иностранным компаниям лицензию пилота или предоставлять другие документы, ссылаясь на закон о защите персональных данных.

Исполнительный директор "Авиапорта" Олег Пантелеев говорит, что с открытием рынков необходимо смириться с оттоком персонала или начать реально повышать зарплаты. Эксперт не исключил, что для покрытия дефицита кадров может быть принято решение расширить квоты по найму иностранных КВС.

Елизавета Кузнецова

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «travelismylife.ru» — Туристический портал - Travelismylife