Самый безопасный самолет и места при падении. Как устроен самолет: названия частей самолета Составные части самолета

Небо, самолет, девушка… Нет-нет, речь пойдет не о книге, и даже не о фильме, а скорее об идеальных условиях для перелета на самолете. И не только для девушек, а для всех пассажиров.

Согласитесь, для тех, кто часто летает, данный фактор является основополагающим, ведь сидеть, например, в среднем ряду, зажатым с двух сторон «в меру упитанными» попутчиками не очень приятно. Или «попасть» на задний ряд, где может не оказаться иллюминатора и кресла не откидываются, а соседство с туалетом (постоянное движение и другие минусы) не располагает к комфорту.

Так, чтобы отлично провести время «на высоте», необходимо знать, где расположены лучшие места в самолете.

Если вы знаете авиакомпанию и точную модель лайнера, на котором собираетесь лететь, посмотрите у нас на сайте раздел со схемами. Там большинство схем самолетов российских авиаперевозчиков.

Если вашего самолета не нашлось или вы не располагаете такой информацией, в этой статье общие советы для вас. В любом случае, прочесть будет не лишним, это точно.

Место около иллюминатора

Плюсы

Во-первых, никто не будет «протискиваться» через ваше место к своему и не будет вас беспокоить, а во-вторых, чудесный вид на облака и их причудливые формы не дадут заскучать в случае кратковременного перелета.

Правда, это зависит от времени полета, ночью, увы, вы мало что разглядите.

Минусы

С такого места сложнее встать, например, в туалет. Придется потревожить ваших соседей.

Место у прохода

Плюсы

Чрезвычайно удобно тем, что можно вытянуть ноги в проход, беспрепятственно вставать, ходить в туалет, а также немного раньше успеть к выходу после посадки самолета.

Минусы

Возле вас будут проходить люди и бортпроводники с тележками. Могут задевать иногда. Так же, придется вставать всякий раз, когда соседи захотят подняться со своего кресла. Это более неспокойные места.

Места «посерединке» — нейтральные места

Это «нейтральные» места. Сочетают в себе плюсы и минусы кресел у иллюминатора и кресел у прохода. Здесь спокойнее, чем у прохода и проще встать, чем с кресла у «окошка».

Но все равно, придется пропускать одного соседа, если он захочет выйти. И просить встать другого соседа, если захотите выйти вы.

Места, которые расположены после аварийных выходов

Плюсы

Характерны тем, что расстояние до следующего ряда несколько увеличено, что позволяет скоротать время перелета с большим комфортом — вытянуть ноги, встать если надо, не беспокоя соседей. У некоторых типов самолетов вообще отсутствует ряд кресел перед местами у запасного выхода/люка.

Минусы

Часто авиакомпании, из соображений безопасности, практикуют оставлять данные места для людей, которые отвечают требованиям «в здоровом теле – здоровый дух» – предполагается, что в случае экстренной эвакуации такой человек не растеряется, сможет открыть аварийный люк и поможет персоналу вывести людей, но, конечно же, подобную «планировку» предпринимают не все авиакомпании.

В связи с этим, здесь нельзя находиться пассажирам с детьми, животными и пожилым людям.

Еще из минусов — подход к люкам нельзя загораживать ручной кладью.

Места, которые расположены перед аварийными люками

Здесь, обычно, только минусы — чаще всего спинки кресел в этих рядах зафиксированы или имеют совсем небольшой угол отклонения. Это сделано для того, чтобы не блокировать подходы к аварийным люкам.

Ряд, который находится в секции между двумя аварийными выходами имеет и плюс. В этом случае перед вами будет дополнительное пространство (видно на фотографии выше, там где сидят пассажиры).

Места, находящиеся в передней части салона

Плюсы

Чаще всего, обслуживание питанием начинается с «носа», таким образом передние ряды предполагают удобство и широту выбора предлагаемых напитков и еды.

Как правило, если место находится в хвостовой части самолета, то пассажир ограничен в выборе ассортимента (все разбирают в самом начале). Помимо этого первый ряд – отличная возможность спуститься по трапу одним из первых.

Минусы

Но и здесь существуют свои минусы – часто в носовой части устанавливаются крепления для детских люлек и тут могут находиться пассажиры с маленькими детьми.

Это не способствует комфорту, если вы собрались работать или отдыхать.

Кто летал возле ребенка, который плохо переносит полет и все 7 или 12 часов плачет, тот знает.

Места в хвосте

Единственный, но весомый плюс этого места его сравнительная безопасность.

По американской статистике, из всех уцелевших в авариях пассажиров, 67% сидели именно в хвосте.

А если аэропорт не оборудован телескопическими трапами, то бывает, что пассажиров выпускают/запускают одновременно из носовой и хвостовой частей. Если это так, вы быстрее выйдите из самолета.

Еще отмечу, что на «незагруженных» рейсах, места в хвосте обычно пустуют. Так что вы с удобством можете поспать сразу на 3 креслах. Об этом можно прочесть в нашей статье

Первый ряд/Ряд перед которым нет кресел

Если ваш ряд первый (это может быть не только «первый ряд» физически, но и первый ряд, после другого класса обслуживания, или первый ряд в одной из секций салона, перед которым нет кресел), то существенным плюсом такого расположения является то, что на вас никто не откинет спинку своего сидения. В условиях небольшого расстояния между рядами экономического класса, это может быть очень важно.

Из минусов отметим то, что скорее всего перед вами будет перегородка или кухня/туалет. Некоторым пассажирам не очень удобно весь полет смотреть в «стенку». Так же, в стене могут находиться крепления для детских люлек. Чем это чревато — читайте выше.

Последний ряд/Ряд за которым нет кресел

Скорее всего, спинки кресел в таком ряду не откидываются или сильно в этом ограничены. Это бывает, когда за вами находится аварийный выход, туалет, кухня, другое техническое помещение или стена.

Подведем итог

Вот, вкратце, перечень хороших/плохих мест, на которые может рассчитывать путешественник. Но стоит отметить, что внутренняя планировка самолетов существенно отличается друг от друга, и этот фактор также необходимо учитывать.

Кроме того, что кресла бывают 2,3,4 в ряд, необходимо учитывать расстояние между креслами, количество классов в салоне, и прочие особенности. Ведь одна и та же компания использует для перелета разные типы самолетов.

2. Если вы конкретно знаете, какое бы место хотели получить, с этим вопросом следует обратиться при регистрации на рейс в аэропорту (там распределяются места, оставшиеся не занятыми после ). Если же у вас нет представления о расположении мест, попросите посмотреть схему салона лайнера – все свободные кресла будут выделены соответствующим цветом.

Так же, при регистрации в аэропорту, вы можете просто попросить места «у окна», «у прохода» и т.д. Обычно персонал не отказывает.

Традиционный способ регистрации лучше проходить за два часа до вылета. Если места оформляют данным способом, у первых зарегистрированных существует широкий выбор из имеющихся мест.

Дни наибольшей загруженности – это воскресенье и пятница, время – утренние и вечерние рейсы. Если вы располагаете временем, выберете для перелета понедельник, вторник, или четверг, полуденные, или послеобеденные рейсы.

5. Для того чтобы не попасть впросак, следует учесть написание букв, обозначающих номер места – они могут быть как русскими, так и латинскими, и в определенных ситуациях, это, как говориться, две большие разницы, способные омрачить впечатление о перелете.

Ведь, например, место 1 «В» — будет иметь различное расположение, означающее как кресло у прохода, так и в середине ряда. Также внимательно относитесь к букве «Е».

6. Обязательно стоит учитывать направление полета – при грамотном выборе места, солнце не будет слепить глаза: Восток – Запад (солнце всегда светит слева), Запад – Восток (справа). Если возникла необходимость лететь утренним рейсом, направление Север – Юг порадует солнцем с левой стороны, а Юг – Север – с правой.

Современные пассажирские и грузовые перевозки просто невозможно представить без самолетов. А ведь за комфортностью и мобильностью этих «железных птиц» стоят десятилетия разработок и тысячи неудачных попыток. Проектированием самолетов и их строительством занимаются лучшие умы авиастроения. Цена ошибки на этом поприще может быть слишком большой. Сегодня мы с вами немного окунемся в мир авиастроения и узнаем, из каких элементов состоит конструкция самолета.

Общая характеристика

В классическом варианте самолет представляет собой планер (фюзеляж, крылья, хвостовое оперение, мотогондолы), оснащенный силовой установкой, шасси и системами управления. Кроме того, неотъемлемой частью современных самолетов является авионика (авиационная электроника), призванная контролировать все органы и системы воздушного судна и в значительной степени упрощать участь пилотов.

Бывают и другие конструктивные схемы, однако они встречаются гораздо реже и, как правило, в военном авиастроении. Так, к примеру, бомбардировщик В-2 сконструирован по схеме «летающее крыло». А яркий представитель самолетостроения в России - истребитель Миг-29 - выполнен по «несущей схеме». В ней понятие «фюзеляж» заменено на «корпус».

В зависимости от назначения, самолеты делятся на две крупные группы: гражданские и военные. Гражданские модели подразделяются на пассажирские, грузовые, учебные и машины специального использования.

Пассажирские версии отличаются тем, что большую часть их фюзеляжа занимает специально оборудованный салон. Внешне их можно узнать по большому количеству иллюминаторов. Пассажирские воздушные суда подразделяются на: местные (летают на дистанции менее 2 тыс. км); средние (2-4 тыс. км); (дальние 4-9 тыс. км); и межконтинентальные (более 11 тыс. км).

Грузовые воздушные суда бывают: легкими (до 10 т груза), средними (10-40 т груза) и тяжелыми (более 40 т груза).

Самолеты специального назначения могут быть: санитарными, сельскохозяйственными, разведывательными, противопожарными и предназначенными для аэрофотосъемки.

Учебные модели, соответственно, необходимы для обучения начинающих пилотов. В их конструкции могут отсутствовать вспомогательные элементы, такие как кресла пассажирского салона и прочее. То же самое касается и опытных версий, которые используются при испытаниях самолетов новой модели.

Военные самолеты, в отличие от гражданских, не имеют комфортного салона и иллюминаторов. Все пространство фюзеляжа в них занято системами вооружения, оборудованием для разведки, системами связи и прочими агрегатами. Боевые самолеты подразделяются на: истребители, бомбардировщики, штурмовики, разведчики, транспортные, а также всяческие машин специального назначения.

Фюзеляж

Фюзеляж воздушного судна является основной частью, выполняющей несущую функцию. Именно на него крепятся все элементы конструкции самолета. Снаружи это: крылья с мотогондолами, оперение и шасси, а изнутри - кабина управления, технические помещения и коммуникации, а также грузовой или пассажирский отсек, в зависимости от принадлежности судна. Каркас фюзеляжа собирается из продольных (лонжероны и стрингеры) и поперечных (шпангоуты) элементов, которые впоследствии обшиваются металлическими листами. В легких самолетах вместо металла используется фанера или пластик.

Пассажирские машины могут быть узко- и широкофюзеляжными. В первом случае диаметр поперечного сечения корпуса составляет в среднем 2-3 метра, а во втором - от шести метров. Широкофюзеляжные самолеты имеют, как правило, две палубы: верхнюю - для пассажиров, и нижнюю - для багажа.

При проектировании фюзеляжа особое внимание уделяют прочностным характеристикам и весу конструкции. В этой связи имеют место такие меры:

  1. Форма самолета проектируется таким образом, чтобы подъемная сила была максимальной, а лобовое сопротивление воздушным массам - минимальным. Объем и габариты машины должны идеально соотноситься друг с другом.
  2. Для увеличения полезного объема корпуса, при проектировании предусматривается максимально плотная компоновка обшивки и несущих элементов фюзеляжа самолета.
  3. Крепления силовой установки, взлетно-посадочных элементов и крыловых сегментов стараются сделать максимально простыми и надежными.
  4. Места размещения пассажиров и крепления грузов или расходных материалов проектируются таким образом, чтобы в разных условиях эксплуатации самолета его баланс оставался в пределах допустимого отклонения.
  5. Места для размещения экипажа должны обеспечивать комфортное управление воздушным судном, доступ к главным приборам навигации и максимально эффективное управление в случае непредвиденных ситуаций.
  6. Компоновка самолета выполняется таким образом, чтобы при его обслуживании мастера имели возможность беспрепятственно продиагностировать необходимые узлы и агрегаты самолета и при необходимост, провести их ремонт.

Фюзеляж самолета должен быть достаточно прочным, чтобы противостоять нагрузкам, возникающим в разных полетных условиях, а именно:

  1. Нагрузкам, возникающим в точках крепления основных элементов корпуса (крылья, оперение, шасси) во время взлета и приземления.
  2. Аэродинамическим нагрузкам, возникающим во время полета, с учетом работы агрегатов, инерционных сил и функционирования вспомогательного оборудования.
  3. Нагрузкам, связанным с перепадами давления, которые возникают при летных перегрузках в герметически ограниченных отсеках самолета.

Крыло

Важным конструктивным элементом любого самолета являются крылья. Они создают подъемную силу, необходимую для полета, и позволяют осуществлять маневрирование. Кроме того, крыло самолета используют для размещения силового агрегата, топливных баков, навесного оборудования и взлетно-посадочных устройств. Правильное соотношение веса, жесткости, прочности, аэродинамики и качества изготовления этого конструктивного элемента обуславливает надлежащие летные и эксплуатационные характеристики самолета.

Крыло самолета состоит из таких частей:

  1. Корпус, который состоит из каркаса (лонжероны, стрингеры и нервюры) и обшивки.
  2. Предкрылки и закрылки, которые обеспечивают взлет и посадку самолета.
  3. Интерцепторы и элероны, с помощью которых пилот может менять направление полета самолета.
  4. Тормозные щитки, служащие для более быстрой остановки самолета в момент посадки.
  5. Пилоны, на которые крепятся силовые установки.

К фюзеляжу крыло крепится через центроплан - элемент, соединяющий правое и левое крыло и частично проходящий через фюзеляж. У низкопланов центроплан располагается в нижней части фюзеляжа, а у высокопланов - в верхней. У боевых машин он может и вовсе отсутствовать.

Во внутренних полостях крыла (у больших судов) обычно устанавливаются баки для топлива. У легких самолетов-истребителей дополнительные топливные баки могут подвешиваться на специальных консольных креплениях.

Конструктивно-силовая схема крыла

Конструктивно-силовая схема крыла должна обеспечивать противодействие силам сдвига, кручения и изгиба, возникающим во время полета. Ее надежность обуславливается использованием прочного каркаса из продольных и поперечных элементов, а также прочной обшивки.

Продольные элементы каркаса крыла представлены лонжеронами и стрингерами. Лонжероны выполняются в виде фермы или монолитной балки. Они размещаются по всему внутреннему объему крыла с определенным интервалом. Лонжероны придают конструкции жесткость и нивелируют воздействие поперечных и сгибающих сил, возникающих на той или иной стадии полета. Стрингеры играют роль компенсатора осевого усилия сжатия и растяжения. Они также нивелируют местные аэродинамические нагрузки и повышают жесткость обшивки.

Поперечные элементы каркаса крыла представлены нервюрами. В данной конструкции они могут выполняться в виде ферм или тонких балок. Нервюры обуславливают профиль крыла и придают его поверхности жесткость, необходимую при распределении нагрузки в момент формирования полетной воздушной подушки. Также они служат для более надежного крепления силовых агрегатов.

Обшивка не только придает крылу необходимую форму, но и обеспечивает максимальную подъемную силу. Наравне с другими элементами каркаса, она увеличивает жесткость конструкции и нивелирует воздействие внешних нагрузок.

Крылья самолетов могут отличаться по конструктивным особенностям и функциональности обшивки. Выделяют два главных типа:

  1. Лонжеронные. Отличаются небольшой толщиной обшивки, которая образует замкнутый контур с ребрами лонжеронов.
  2. Моноблочные. Основное количество внешней нагрузки распределяется по поверхности толстого слоя обшивки, закрепленного набором стрингеров. В таком случае обшивка может быть как монолитной, так и состоять из нескольких слоев.

Говоря о конструкции крыла, стоит отметить, что его стыковка и последующее крепление должны выполняться таким образом, чтобы в конечном итоге обеспечивалась передача и распределение крутящего и изгибающего моментов, которые могут возникнуть в разных режимах эксплуатации самолетов.

Оперение

Оперение самолета позволяет менять траекторию его движения. Оно может быть хвостовым и носовым (используется реже). В большинстве случаев хвостовое оперение представлено вертикальным килем (или же несколькими килями, обычно их два) и горизонтальным стабилизатором, по конструкции напоминающим крыло уменьшенного размера. Благодаря килю регулируется путевая устойчивость самолета, то есть устойчивость по оси движения, а благодаря стабилизатору - продольная (по тангажу). Горизонтальное оперение может устанавливаться на фюзеляж или поверх килей. Киль, в свою очередь, ставится на фюзеляж. Существуют разные вариации компоновки хвостового оперения, но в большинстве случаев она выглядит именно так.

Некоторые военные самолеты дополнительно оснащаются носовым оперением. Это необходимо для обеспечения должной путевой устойчивости на сверхзвуковых скоростях.

Силовые установки

Двигатель является важнейшим элементом в конструкции самолета, ведь без него воздушное судно не сможет даже взлететь. Первые самолеты летали совсем недолго и могли вмещать всего лишь одного пилота. Причина тому проста - маломощные моторы, не позволяющие развить достаточную тяговую силу. Чтобы самолеты научились перевозить сотни пассажиров и неподъемные грузы, конструкторам всего мира пришлось немало потрудиться.

За всю эволюцию «железных птиц» было использовано немало типов моторов:

  1. Паровые. Принцип работы таких двигателей основан на превращении энергии пара в движение, которое передается на винт самолета. Так как паровые моторы имели низкий коэффициент полезного действия, они использовались авиационной промышленностью совсем недолго.
  2. Поршневые. Это стандартные моторы внутреннего сгорания, по конструкции напоминающие двигатели автомобилей. Принцип их работы заключается в передаче тепловой энергии в механическую. Простота в изготовлении и доступность материалов обуславливают использование таких силовых установок на некоторых моделях самолетов до настоящего времени. Несмотря на небольшой КПД (около 55%), эти моторы пользуются определенной популярностью благодаря своей неприхотливости и надежности.
  3. Реактивные. Такие моторы преобразуют энергию интенсивного сгорания топлива в тягу, необходимую для полета. На сегодняшний день реактивные двигатели используются в строительстве самолетов наиболее широко.
  4. Газотурбинные. Принцип работы этих двигателей основан на пограничном нагреве и сжатии газа сгорания топлива, направленного на вращение турбины. Они используются преимущественно в военных типах самолетов.
  5. Турбовинтовые. Это один из подвидов газотурбинных моторов. Отличие состоит в том, что энергия, полученная при работе, преобразуется в приводную и вращает винт самолета. Незначительная часть энергии идет на формирование толкающей реактивной струи. Такие моторы применяют главным образом в гражданской авиации.
  6. Турбовентиляторные. В этих двигателях реализовано нагнетание дополнительного воздуха, необходимого для полного сгорания горючего, благодаря чему удается достичь максимальной эффективности и экологической благоприятности силовой установки. Моторы такого типа широко применяются в строительстве крупных авиалайнеров.

Мы с вами познакомились с основными типами авиационных двигателей. Список моторов, которые авиаконструкторы когда-либо пытались установить на воздушные суда, рассмотренным перечнем не ограничивается. В разные времена предпринималась масса попыток по созданию всяческих инновационных силовых агрегатов. К примеру, в прошлом веке велись серьезные работы по созданию атомных авиационных моторов, которые не прижились из-за высокой экологической опасности, в случае крушения самолета.

Обычно двигатель устанавливается на крыло или фюзеляж самолета посредством пилона, через который к нему подводятся приводы, топливные трубки и прочее. В таком случае мотор облачают в защитную мотогондолу. Существуют также самолеты, в которых силовая установка находится непосредственно внутри фюзеляжа. На воздушных судах может быть от одного (Ан-2) до восьми (В-52) двигателей.

Управление

Органами управления самолета называют комплекс бортового оборудования, а также командные и исполнительные приборы. Подача команд происходит из кабины пилота, а выполняется элементами крыла и оперения. В разных самолетах могут использовать различные виды систем управления: ручная, автоматизированная и полуавтоматическая.

Независимо от вида системы, рабочие органы подразделяют на основные и дополнительные.

Основное управление . Включает в себя действия, которые отвечают за регулировку режимов полета и восстановление баланса судна в заранее установленных параметрах. К органам основного управления относятся:

  1. Рычаги, которые непосредственно управляются пилотом (рули высоты, рули горизонта, штурвал, командные панели).
  2. Коммуникации, служащие для соединения управляющих рычагов с исполнительными механизмами.
  3. Исполнительные устройства (стабилизаторы, элероны, спойлерные системы, подкрылки и закрылки).

Дополнительное управление . Используется только при взлетном и посадочном режиме.

Независимо от того, ручное или автоматическое управление реализовано в конструкции самолета, только пилот может собирать и анализировать информацию о состоянии систем самолета, показателях нагрузки и соответствии траектории с планом. И что самое главное, только он способен принять решение, максимально эффективное в сложившейся обстановке.

Контроль

Для считывания объективной информации о состоянии воздушного судна и летной обстановки пилот пользуется приборами, разделенными на несколько основных групп:

  1. Пилотажные и навигационные. Служат для определения координат, вертикального и горизонтального положения, скорости и линейных отклонений самолета. Кроме того, эти приборы контролируют угол атаки воздушного судна, работу гироскопических систем и другие важные параметры полета. На современных самолетах эти приборы представлены в виде единого пилотажно-навигационного комплекса.
  2. Контролирующие работу силовой установки. Данная группа приборов обеспечивает пилота данными о температуре и давлении масла, расходе топливной смеси, частоте вращения коленчатых валов, а также вибрационных показателях.
  3. Приборы для наблюдения за работой дополнительного оборудования и систем. Данный комплекс состоит и приборов, датчики которых можно встретить во всех элементах конструкции самолета. К ним относятся: манометры, указатели перепада давления в герметичных кабинах, указатели положения закрылков и прочее.
  4. Приборы для оценки состояния окружающей среды. Служат для измерения температуры наружного воздуха, влажности, атмосферного давления, скорости ветра и прочего.

Все приборы, которые служат для контроля состояния самолета и внешней среды? адаптируются к работе в любых погодных условиях.

Взлетно-посадочные системы

Взлет и посадка являются довольно сложными и ответственными этапами полета. Они неизбежно сопряжены с сильными нагрузками, приходящимися на все элементы конструкции. Приемлемый разгон для поднятия многотонного судна в небо и мягкое касание посадочной полосы при его посадке обеспечивает надежно сконструированная взлетно-посадочная система (шасси). Данная система также необходима для стоянки машины и ее руления при езде по аэропорту.

Шасси самолета состоит из демпферной стойки, на которой закреплена колесная тележка (у гидропланов вместо нее используется поплавок). Конфигурация шасси зависит от массы самолета. Чаще всего встречаются такие варианты взлетно-посадочной системы:

  1. Две основных стойки и одна передняя (А-320, Ту-154).
  2. Три основных стойки и одна передняя (Ил-96).
  3. Четыре основных стойки и одна передняя ("Боинг-747").
  4. Две основных стойки и две передних (В-52).

На ранних самолетах устанавливали пару основных стоек и заднее вращающееся колесо без стойки (Ли-2). Необычную схему шасси также имела модель Ил-62, которая оснащалась одной передней стойкой, парой основных стоек и выдвигающейся штангой с парой колес в самом хвосте. На первых самолетах стойки не использовали вовсе, а колеса крепились на простые оси. Колесная тележка может иметь от одной (А-320) до семи (Ан-225) колесных пар.

Когда самолет находится на земле, его управление осуществляется посредством привода, которым оснащена передняя стойка шасси. У судов с несколькими двигателями для этих целей может использоваться дифференциация режима работы силовой установки. Во время полета шасси самолета убирается в специально оборудованные отсеки. Это необходимо для уменьшения аэродинамического сопротивления.

Для некоторых путешествие самолетом – уже стрессовая ситуация, а если еще и место попадется неудачное, то полет превратится в кошмар. Чтобы этого не случилось, нужно научиться ориентироваться в салоне авиалайнера, и знать критерии выбора комфортного посадочного места.

Индивидуальный подход

Категории «лучшее из мест» в пассажирском авиалайнере не существует – здесь все относительно. Удачным оно станет, если будет соответствовать требованиям пассажира об удобстве и комфорте. В данном вопросе потребуется индивидуальный подход, ведь что хорошо одному, другому может показаться неудобством.

Обратите внимание! Большинство авиакомпаний предлагают пассажирам самим определиться с выбором подходящих для них мест в самолете, не полагаясь на судьбу. Воспользоваться такой возможностью лучше заранее, пока не разобрали все удачные варианты. Сделать это можно онлайн, зайдя на сайт авиакомпании, обслуживающей выбранное направление, и изучив схемы расположения кресел в салоне.

Для этого первоначально придется определиться с выбором типа самолета, на котором предстоит лететь. Чтобы разобраться, где лучше сидеть в самолете, стоит ознакомиться с рекомендациями, приведенными ниже.

Если не удастся зарегистрироваться в онлайне, это можно сделать в аэропорту, приехав часа за 2 до вылета, что увеличит шансы на комфортный полет. Либо воспользоваться услугами терминала самообслуживания на территории вокзала, в память которого заложены все схемы самолетов, обслуживающих рейсы. Это облегчит выбор места.

Критерии выбора

Каждый пассажир в данной ситуации исходит из собственных предпочтений. Для начала нужно разобраться, по каким критериям будет происходить выбор. В самолете летят люди различных возрастов и комплекций. Одни в полете предпочитают работать, другие стараются в самолете поспать. Кто-то развлекает себя книгой, игрой, фильмом, а кто-то рассматривает в иллюминатор открывающиеся панорамы.

Есть любители общения с соседями по салону, встречаются и те, что хотят отгородиться от окружающих. Пользуются самолетами мамы с маленькими детьми. Одних устраивает это соседство, других раздражает. По-разному люди реагируют и на расположенные рядом технические блоки (туалет и кухню).

Прежде чем определяться со степенью комфорта, пассажир должен понять, с чем он не хочет сталкиваться во время перелета, а что способен терпеть. Помощь здесь окажет изучение схемы выбранной модели самолета. Обычно на ней видно условное разделение салона на зоны: одни комфортны, другие нет. У каждой из них имеются свои прелести и недостатки. Это поможет понять, какие места в самолете лучше всего выбрать.

Анализ посадочных мест

Для тех, кто уже давно летает самолетами, не составит труда подобрать себе подходящее место. Новичкам же сложнее понять, как выбрать место в самолете, не зная всей специфики подобного путешествия. Приведенная ниже таблица поможет им хоть немного сориентироваться в ситуации и понять, где какие места находятся.

Характеристики посадочных мест в самолете

Attention: The internal data of table “13” is corrupted!

При выборе удобного места в любом самолете следует учитывать совокупность приведенных критериев, взвешивая все плюсы и минусы.

Взяв во внимание данные приведенной выше таблицы, можно уже более конкретно определяться, какие места в самолете лучше. Здесь к месту будет несколько рекомендаций, которые мы выделим:

  • Отправляясь в полет с ребенком, естественнее будет выбирать места в первых рядах, где можно разместить в самолете люльку, а также размяться, никому не мешая;

  • Подойдет эта зона и гурманам, предпочитающим проводить перелеты за приятной трапезой. Им выпадает приоритет в выборе предлагаемых стюардессой блюд;
  • Если вы сели в первый ряд, то о комфортном отдыхе можно забыть – здесь предоставляют места пассажирам с маленькими детьми. Будут отвлекать не только шумы, но и часто перемещающиеся пассажиры;
  • При длительном перелете места в последнем ряду и перед аварийными дверями самолета выбирать не следует из-за неоткидывающейся спинки кресла;
  • Если возникает необходимость частого посещения туалета, то лучше выберите места у прохода в начале или хвосте самолета;
  • Некоторых привлекают места у аварийного выхода свободным пространством, но на них не продают билеты пассажирам с детьми и животными. Но если вы накопили бонусные мили, то можете воспользоваться приоритетами программы лояльности;
  • Среди пассажиров встречаются и такие, кто стремится первым покинуть борт самолета. Им лучше всего выбирать посадочное место ближе к выходу. В большинстве случаев это первые ряды, но иногда пассажиров могут выпускать и через вторую дверь – в хвостовой части.

Тем, кто боится лететь в самолете, но вынужден это делать, нужно более тщательно выбирать себе посадочное место. Здесь давать конкретные рекомендации, какое место в самолете выбрать, сложно – только сам пассажир может определить степень комфортности. Тем, кого напрягают замкнутые пространства, лучше садиться у прохода. В данной ситуации им места стоит брать в первом ряду, если не смущает плачь маленьких детей.

Обратите внимание! Места в начале самолета подойдут и тем, кто не хочет ощущать тряски во время полета и боится турбулентности.

Для многих пассажиров самый хороший вариант – центральная часть авиалайнера. Здесь тряска не так ощутима, как в хвосте, и есть достаточная удаленность от туалетов, где иногда собирается очередь из пассажиров. Единственный момент, который может мешать, – близость двигателей, достаточно громко работающих. Еще крылья самолета закрывают обзор некоторых иллюминаторов, так что полюбоваться панорамой не придется.

Помимо этих моментов имеются и другие, которые не следует оставлять без внимания, отправляясь в путешествие воздухом. Они помогут понять, как можно выбрать лучшие места в самолете.

Что еще следует учитывать

На комфорт в полете могут повлиять и нижеприведенные факторы, которые нужно учитывать заранее. Информацию о них можно получить на сайте компании, услугами которой планируется воспользоваться либо обратиться в информационную службу аэропорта.

Природные явления

Пассажирам, предпочитающим сидеть у иллюминаторов, удобнее будет читать благодаря естественному освещению. Хотя в некоторых ситуациях солнечные лучи могут стать достаточно назойливыми. Зная направление своего полета, легко подсчитать подходящее время путешествия, чтобы солнце в этот период находилось у противоположного борта самолета. Если не получится выбрать удобный рейс, тогда стоит взять место вдали от иллюминатора.

Технические возможности

Сложно представить современных людей, которые, отправляясь в путь, не возьмут мобильный телефон, планшет или ноутбук. В полете может возникнуть необходимость подзарядки гаджета. Особенно важен этот момент для тех, кто планирует работать на борту самолета. Выбирая себе комфортное место, следует уточнить у регистратора точки расположения розеток (и имеются ли они вообще).

Час пик

Больше возможностей в выборе подходящего места в самолете будет у пассажира, если он приобретет билет на недозагруженный рейс. Если нет четко оговоренного времени вылета, человек может спокойно подобрать для себя удобный день и час полета, учитывая статистику пассажирооборота. Самые загруженные дни – с пятницы по воскресенье, когда наблюдается массовый поток отдыхающих. Но даже в будние дни следует избегать утренних и вечерних часов – на них приходится основной пик.

Соотношение мест в самолете

Самолеты отличаются своими габаритами, которые обуславливают и расположение посадочных мест в салоне. Существуют самолеты с 1-м (центральным) проходом между креслами, где выдерживается соотношение 2:2 или 3:3. Для других авиалайнеров характерно 2 прохода с таким соотношением мест в ряду – 3:4:3 (встречаются и другие варианты). Какой самолет выбирать, зависит от пассажира.

Обратите внимание! Цифровое обозначение на билете определяет номер ряда, а вот место в нем имеет буквенную индексацию. Здесь придется взять во внимание, что в обозначении используется латиница, и индекс «может вызвать у русскоязычных пассажиров путаницу.

Если получили неудобное место

Не всегда удается получить желаемое, если не было возможности забронировать комфортный вариант через Интернет или не получилось заранее пройти регистрацию – все хорошие места уже распределены. В результате приходится довольствоваться тем, что останется. Рядом авиакомпаний самостоятельно распределяются места в самолете между пассажирами, лишая их права выбора.

Если возникла одна из таких ситуаций, не стоит отчаиваться. Взойдя на борт самолета, можно попытаться сесть на приглянувшееся место (вдруг оно окажется свободным). Либо сделать пересадку уже во время полета, когда разрешат перемещаться по салону. Хотя здесь имеется риск того, что все лучшие места в самолете окажутся занятыми.

Видео

Даже если салон будет полностью заполнен, и придется довольствоваться своим неудобным креслом, нужно настроиться на позитив – тогда ощущение дискомфорта исчезнет, ведь восприятие ситуации носит индивидуальный характер, и ею можно овладеть («Все беру в свои руки» – таков девиз).

Многие люди задаются вопросом: как устроен самолет? Ведь именно благодаря специальной конструкции такого транспортного средства и используемым материалам столь большие и тяжелые лайнеры способны подниматься в воздух. Основные составляющие:

  • крылья;
  • фюзеляж;
  • «оперение»;
  • взлетно-посадочное устройство;
  • силовая установка;
  • управляющие системы.

Каждая из этих составляющих имеет особое устройство и может содержать различные типы комплектующих элементов в зависимости от конкретной модели летательного аппарата. Подробное описание частей самолета позволит не только узнать, как он устроен, но и понять принцип, по которому удается осуществлять перелеты на высокой скорости.

Устройство самолета

Фюзеляж – это корпус, который включает в себя несколько составляющих. Он собирает в единую систему крылья, хвостовое оперение, силовую установки, шасси и прочие элементы. В корпусе размещаются пассажиры, если рассматривать устройство пассажирского самолета. Также в этой части размещают оборудование, топлива, двигатели и шасси. В этой части размещают любую полезную нагрузку, будь то пассажиры, багаж или транспортируемое оборудование/товары. Например, в военных воздушных судах в этой части располагают оружие и прочую военное снаряжение. Характерная обтекаемая каплеобразная форма корпуса позволяет минимизировать сопротивление во время движения воздушного судна.

Крылья

Перечисляя основные части самолета, нельзя не упомянуть крылья. Крыло летательного аппарата состоит из двух консолей: правой и левой. Главная функция этого элемента заключается в создании подъемной силы. В качестве дополнительной помощи для этих целей многие современные самолеты имеют фюзеляж с плоской нижней поверхностью.

Крылья самолета также оснащены необходимыми «органами» для управления во время полета, а именно для осуществления поворотов в ту или иную сторону. Для улучшения характеристик взлета и посадки крылья дополнительно оснащены взлетно-посадочными механизмами. Они регулируют движение самолета в момент взлета, пробега, а также осуществляют контроль взлетной и посадочной скоростей. В некоторых моделях устройство крыла самолета позволяет размещать в нем топливо.

Помимо двух консолей крылья также оснащены двумя элеронами. Это подвижные составляющие, благодаря которым удается управлять воздушным судном относительно продольной оси. Функционируют эти элементы синхронно. Однако отклоняются они в разные стороны. Если один наклоняется вверх, то второй – вниз. Подъемная сила на консоли, отклоненной вверх, уменьшается. За счет этого осуществляется вращение фюзеляжа.

Вертикальное оперение

Оперение

Устройство самолета также включает «хвостовое оперение». Это еще один значимый элемент конструкции, который включает киль и стабилизатор. Стабилизатор имеет две консоли, подобно крыльям летательного аппарата. Главная функция этой составляющей заключается в стабилизации движения воздушного судна. Благодаря этому элементу самолету удается сохранять требуемую высоту во время полета при различных атмосферных воздействиях.

Киль – составляющая «оперения», которая отвечает за сохранение нужного направления во время движения. Для смены направления или высоты предусмотрено два специальных руля, с помощью которых осуществляется управление этими двумя элементами «оперения».

Стоит учитывать, что части самолета названия могут иметь разные. Например, «хвостом» воздушного судна в некоторых случаях называют заднюю часть фюзеляжа и оперение, а иногда это понятие используют, чтобы обозначить исключительно киль.

Шасси

Эта часть воздушного судна также называется взлетно-посадочным устройством. Благодаря данной составляющей обеспечивается не только взлет, но и мягкая посадка. Шасси представляет собой целый механизм различных устройств. Это не просто колеса. Устройство взлетно-посадочного механизма намного сложнее. Одна лишь его составляющая (система уборки/выпуска) представляет собой непростую установку.

Силовая установка

Именно за счет работы двигателя авиалайнер приводится в движение. Силовая установка обычно располагается либо на фюзеляже, либо под крылом. Чтобы понять, как работает самолет, надо разобраться в устройстве его двигателя. Основные детали:

  • турбина;
  • вентилятор;
  • компрессор;
  • камера сгорания;
  • сопло.

В начале турбины расположен вентилятор. Он обеспечивает сразу две функции: нагнетает воздух и охлаждает все составляющие мотора. За этим элементом находится компрессор. Под большим давлением он переносит поток воздуха в камеру сгорания. Здесь воздух перемешивается с топливом, и полученная смесь поджигается. После этого поток направляется в основную часть турбины, и она начинает вращаться. Устройство турбины самолета обеспечивает вращение вентилятора. Таким образом обеспечивается замкнутая система. Для работы двигателя требуется лишь постоянно подводить воздух и топливо.

Сборка простых самолётов

Классификация воздушных судов

Все авиалайнеры подразделяются на две основные группы в зависимости от назначения: военные и гражданские. Главное отличие самолетов второго типа заключается в наличии салона, который оборудован специально для транспортировки пассажиров. Пассажирские воздушные суда, в свою очередь, делятся на магистральные ближние (летают на расстояния до 2000 км), средние (до 4000 км) и дальние (до 9000 км). Для перелетов на большие расстояния используются авиалайнеры межконтинентального типа. Также в зависимости от разновидности и устройства такие летательные аппараты различаются по весу.

Конструктивные особенности

Устройство авиалайнера может быть различны в зависимости от конкретного типа и предназначения. Самолеты, сконструированные по аэродинамической схеме, могут иметь разную геометрию крыльев. Чаще всего для пассажирских полетов используют воздушные судна, которые выполнены по классической схеме. Вышеописанная компоновка основных частей относится именно к таким авиалайнерам. У моделей этого типа укорочена носовая часть. Благодаря этому обеспечивается улучшенный обзор передней полусферы. Главным недостатком таких самолетов является относительно невысокое КПД, что объясняется необходимостью применения оперения большой площади и, соответственно, массы.

Еще одна разновидность самолетов носит наименование «утка» из-за специфической формы и расположения крыла. Основные части в этих моделях размещены не так, как в классических. Оперение горизонтальное (устанавливающееся в верхней части киля) расположено перед крылом. Это способствует увеличению подъемной силы. А также благодаря такому расположению удается уменьшить массу и площадь оперения. При этом оперение вертикальное (стабилизатор высоты) функционирует в невозмущенном потоке, что значительно повышает его эффективность. Самолеты этого типа более просты в управлении, чем модели классического типа. Из недостатков следует выделить уменьшение обзора нижней полусферы из-за наличия оперения перед крылом.

Вконтакте

Покупая билеты на авиарейс, пассажиры стараются выбрать себе удобные места, редко кто задумывается о безопасности. А ведь не все места равноценны в момент возникновения аварийной ситуации. В этой статье мы покажем, какие самые безопасные места в самолете, разберем тему подробно.

Передние места обычно считаются очень удобными, в них даже располагаются вип-зоны, но это никак не говорит об их безопасности, ведь при крушении самолет основной удар принимает на носовую часть.

Средние места в салоне

Эти места в салоне машины считаются также опасными, поскольку они находятся над крылом аэролайнера, где расположено топливо. В случае аварии большая вероятность его возгорания. Однако статистика говорит о том, что число выживших во время авиакатастроф примерно одинаково среди тех, кто сидел впереди и в средине салона.

Места в «хвосте» салона

Где в самолете безопаснее, так это в конце салона. Аварии обычно происходят на взлетной полосе при старте самолета или во время посадки. На переднюю часть аэролайнера приходится при этом основной удар, тогда как хвостовая часть страдает меньше, что дает шанс пассажирам этого отсека на выживание. Эти места в лайнере можно считать самыми безопасными в самолете, хотя в случае серьезных катастроф, например, при падении машины с высоты 10 км они не спасут.

Хороший шанс на спасение, особенно при аварийной эвакуации пассажиров, позволяют иметь места у аварийного выхода. Пассажиры, занимающие их, первыми покинут лайнер.

Исследования журнала Popular Mechanics

Научно-популярный журнал провел исследование, какие места в самолете самые безопасные. Проанализировав статистику за 30 лет американского Национального совета по безопасности и сравнив число жертв катастроф на самолетах в зависимости от их нахождения в салоне, издание приводит такие цифры:

  • В «хвосте» салона больше всего было выживших людей в авиакатастрофах – 69%;
  • В средней части (над крылом и перед ним) - 56%;
  • В передней части лайнера процент выживших составил 49 %.

Исследования журнала Popular Mechanics где в самолете безопаснее

Если рассматривать вопрос о большей безопасности пассажиров левой или правой стороны самолета, то статистика говорит об их одинаковых шансах.

Исследования американцев

Американцы потратили на это исследование полтора миллиона долларов и разбили старый аэроплан. Пилот вначале управлял Боингом, затем спрыгнул на парашюте, а машина дальше управлялась дистанционно. В пустыне Сонора самолет потерпел крушение и врезался в поверхность земли на скорости 225 км/ч.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «travelismylife.ru» — Туристический портал - Travelismylife