Шпицберген кому принадлежит. Кому по праву должен принадлежать архипелаг Шпицберген? Шпицберген — уникальное место на планете. Часто его называют — архипелагом белых медведей, «полярной пустыней», «ничейной землей», «ледниковым Эльдорадо»…

Шпицберген - внушительных размеров островной архипелаг, лежащий на просторах западной части Северного Ледовитого океана. Фактически земли принадлежат королевскому дому Норвегии, однако свои поселения на архипелаге имеет и Россия. Административным центром Шпицбергена считается город Лонгйир.

География и природа острова Шпицберген

Архипелаг включает три крупных острова: Эдж, Северо-Восточная Земля, Западный Шпицберген; семь менее значительных: Белый, Баренца, Королевский, Медвежий, Шведский, Вильгельма, Земля Принца Карла. Как пройти к .

Высшей точкой архипелага является гора Ньютонтоппен высотой 1712 м. Вечный ледниковый покров занимает 35 тысяч км2, что составляет свыше половины совокупной территории островов. Прибрежные зоны изрезаны чудесными фьордами, которые и становятся объектами интереса для туристов Европы.

На Шпицбергене преобладает тундровая флора. Это полярная ивка, карликовая береза, разнообразные виды грибов, лишайников, а также мхов и сосудистых растений. Фауна представлена белыми медведями, которых здесь несметное количество. Компанию им составляют песцы, а также шпицбергенские северные олени. Вторые считаются самыми мелкими из северных оленей. Ранее ученые искусственно пытались заселить острова гренландскими овцебыками и зайцами, однако это предприятие потерпело неудачу. Из морских обитателей выделим: нерпу, морских зайцев, моржей, китов, белух, гренландских тюленей. Кроме белых медведей, все обитатели в большом количестве встречаются вблизи населенных пунктов.

Более половины всех территорий включены в состав природоохранной зоны: три заказника и три заповедника.

Напоследок о климате. Арктическая погода смягчается с западной стороны архипелага теплым Шпицбергенским течением, которое в свою очередь берет начало у Гольфстрима. На берегу средний показатель зимней температуры достигает -14С; летней +4.4С. Причем возможен перепад температуры на 20С как в отрицательную, так и в положительную сторону.

Что несомненно является плюсом с точки зрения дешевых путешествий по Европе. Несколько лет назад мы задались целью объездить всю Европу и сейчас у нас в копилке 42 страны. Но одно из самых запоминающихся путешествий в моей жизни случилось, когда в феврале мы отправились на поиски северного сияния на остров Шпицберген в Северном Ледовитом океане, который, кстати, относится к числу самых больших европейских территорий с нетронутой дикой природой.

КАК ДОБРАТЬСЯ

Добраться до Шпицбергена дешевле и проще всего самолетом из Норвегии. Регулярные рейсы в международный аэропорт Лонгйира выполняют SAS и бюджетная Norwegian Airlines . Цены на билеты зависят от сезона и твоих финансовых возможностей, в среднем прямой перелет из Осло стоит от € 179 (Norwegian Airlines) и от € 384 (SAS). Из , крупнейшего города на севере Норвегии – от € 240. Такая поездка подразумевает, что у тебя есть шенгенская виза, и ты можешь пройти таможенный контроль норвежских властей. Мы летели в Лонгйир Norwegian Airlines из Берлина с пересадкой в и билеты на двоих обошлись нам в € 316.

«Отели больше похожи на временные вагончики для строителей, даже 4* Radisson Blue. Суровые погодные условия просто не позволяют строить ничего другого»

ДЕНЬ 1

Общей картины того, чем занимаются люди на архипелаге, у меня не было, потому поездка вышла по-настоящему интересной и впечатляющей. Приключения начались еще до того, как мы приземлились на острове. Где-то на середине пути пилот по громкой связи объявил, что все желающие через несколько минут смогут понаблюдать за северным сиянием в иллюминаторы с правой стороны. Это было невероятное и захватывающее дух зрелище, которое хотя бы один раз стоит увидеть каждому.

Прилетев в Лонгйир вечерним рейсом, мы обнаружили занесенную снегом и покрытую льдом взлетно-посадочную полосу, что неудивительно, так как местный аэропорт принимает только 3-7 рейсов в неделю. На выходе из аэропорта нас уже ждали рейсовые автобусы, которые развезли всех пассажиров в отели, больше похожие на временные вагончики для строителей, даже 4* Radisson Blue. Суровые погодные условия просто не позволяют строить ничего другого.

Мы поселились в бывшем шахтерском общежитии, переоборудованном в отель, – Coal Miners Cabins (Nybyen, 9171, Longyearbyen) в 20 минутах ходьбы от центра города. Номера гостиницы расположены в отдельно стоящих зданиях, в каждом из которых есть общая ванная комната и гостиная. Из нашего номера открывался прекрасный вид на горы. В главном здании у стойки регистрации можно воспользоваться бесплатным Wi-Fi, купить закуски и сувениры в магазине. При отеле есть свой ресторан Coal Miners Bar & Grill (13 S Centre St. Lansford, PA 18232) с бесплатным завтраком для постояльцев.

После ужина мы пошли набираться сил для следующего дня. Тем более, что в вечернее время в здешних широтах передвигаться в одиночку крайне опасно – есть вероятность встретить белого медведя. Вот почему каждый житель архипелага носит с собой ружье, даже отправляясь в паб выпить пива с друзьями.

ДЕНЬ 2

Шпицберген, или Свальбард, как его называют норвежцы, означает «холодные берега» – это обширный полярный архипелаг, расположенный в Северном ледовитом океане. Архипелаг находится в совместном владении 41 страны, которые подписали договор в 1920 году. В теории это означает, что жители всех этих стран могут приезжать на Шпицберген без визы и работать там. По факту, кроме Норвегии, которая считает эти земли фактическим своими, значительную (по арктическим меркам) хозяйственную деятельность на архипелаге осуществляет только Россия, у которой на острове есть свой населенный пункт – поселок Баренцбург, а также законсервированные поселки Пирамида и Грумант.

Административный центр Свальбарда – самый большой поселок Лонгйир, который в 1906 году построила компания «Арктик Коул Ко». Поселок назвали в честь учредителя этой компании – американца Джона Лонгйира.

Полярный день на Шпицбергене продолжается с марта по август, именно в это время сюда прибывают основные потоки туристов. Зимой световой день длится всего 4 часа (с 10.00 до 14.00), поэтому чтобы увидеть нетронутую дикую природу, нужно вставать пораньше. Нам очень повезло с прогнозом, было не так уж холодно, в среднем -15. Но надо понимать, что погодные условия могут поменяться в любой момент, так что необходимо запастись теплой одеждой, термобельем, удобной обовью и по возможности максимально закрывать лицо. Слишком забивать чемоданы не стоит, потому что в Лонгийре можно приобрести все необходимое.

Первым делом мы отправились посмотреть город, и по дороге нам встретились настоящие местные жители – северные олени, которые гуляли в непосредственной близости к частным домам и никого не боялись. Второе, что бросилось в глаза – это огромное количество снегоходов, которые являются основным средством передвижения зимой. По официальным данным их количество превышает даже численность населения.

Надо сказать, что я не любительница музеев, но Svalbard Museum (Postboks 521 9171 Longyearbyen) , где интересно рассказывается о геологии и истории региона, его уникальной флоре и фауне, человеческой деятельности, точно не должен остаться без твоего внимания. Там же на память я приобрела сережки в виде белых медведей, так как настоящих, к счастью, мне встретить не удалось.

На Шпицбергене самым тесным образом переплетены культура и традиции людей разных национальностей и профессий. Викинги-норвежцы, русские поморы, голландцы, шведы; китобои и охотники, путешественники, арктические авантюристы, участники научных экспедиций, шахтеры. Так, например, на острове существует традиция снимать обувь в помещениях (даже в гостиницах и некоторых ресторанах), ее заложили шахтеры, чтобы не носить угольную пыль в дом.

«Первым делом мы отправились посмотреть город, и по дороге нам встретились настоящие местные жители – северные олени»

Своеобразной достопримечательностью города являются абсолютно все его дома и постройки, окрашенные в красные, оранжевые, желтые и зеленые цвета и подсвеченные в темное время суток сотнями огней, которые очень живописно отражаются от снежной белизны. В Лонгйире также располагается самая маленькая северная церковь в мире.

На Шпицбергене не рождаются и не умирают. Женщин на последних сроках беременности и тяжелобольных пациентов вывозят на ближайший материк. Все потому, что по закону на архипелаге запрещено умирать и нет кладбищ. Штраф для родственников, нарушивших это табу, сопоставим со стоимостью транспортировки усопшего на материк. Любопытно, что в стремлении защищать природу в Лонгйире запретили также разводить кошек, чтобы те не истребляли популяции местных птиц.

Несмотря на удаленное месторасположение, в городе достаточно развитая инфраструктура. Везде принимают к оплате карты, что является огромным плюсом. Есть большой супермаркет Svalbardbutikken (Coop Svalbard 9170 Longyearbyen) , где можно запастись всем необходимым, в том числе алкоголем, который продают иностранцам только при наличии посадочного талона. Переживать не стоит, в баре или ресторане талон у тебя не потребуют.

На обед мы решили заглянуть в колоритное место под названием Kroa (Steakers Svalbard AS Postboks 150 9171 Longyearbyen) , где при входе тебя встречает надпись на русском «на самом краю света», а барную стойку украшает внущительный бюст вождя мирового пролетариата Ленина. Говорят, что раньше он стоял в ныне законсервированном поселке Пирамида, потом перекочевал в Баренцбург, а после был подарен ресторану. Интерьер дополняют охотничьи ружья, коряги, шкуры, картины и старые фотографии. Кухня скандинавская и европейская, есть блюда, многие из которых ты не найдешь почти нигде, например мясо тюленя или кита. И обязательно попробуй пиво из местной пивоварни – когда еще тебе предоставится такая возможность! Это место весьма популярно, поэтому советую заранее забронировать столик.

Но самым запоминающимся моментом второго дня, да и всего путешествия в целом, стала вечерняя экскурсия на собачьих упряжках. Из всего разнообразия предложений, изучив кучу отзывов, мы остановились на Svalbard Villmarkssenter (Svalbard Villmarksenter AS Pb 396 9171 Longyearbyen) . В тур был включен трансфер из отеля и обратно, экипировка, а также горячий чай с закусками после прогулки.

Нашей проводницей оказалась француженка, которая переехала сюда несколько лет назад, бросив наскучившую работу, в поисках приключений. После прибытия в Svalbard Villmarksenter мы получили инструкции о том, как обращаться с собачьей упряжкой, утеплились и отправились парами (одна пара на санях) в наше мини-путешествие. Удивительно, насколько на вид хрупкие собаки оказались выносливыми и быстрыми, вот кто уж точно получает удовольствие от своей работы! За несколько часов мы подружились с нашеми четвероногими друзьями, бороздили безлюдные арктические ландшафты, созерцали кристально чистое небо, полное звезд, и несколько раз наблюдали за изумительным природным явлением – северным сиянием.

«Алкоголь продают иностранцам только при наличии посадочного талона»

ДЕНЬ 3

В заключительный день у нас была запланирована экскурсия на угольную шахту Gruve-3 Svalbard (Gruve 3 AS Pb 613 9171 Longyearbyen) . Низкоходная шахта № 3, добывающая уголь до 1996 года, сейчас переоборудована в музей. Все оборудование и машины оставили в нетронутом состоянии, что дает реальное представление работы угольной шахты в те дни. Там же есть макет шахты, где, надев специальные наколенники, можно примерить на себя нелегкую работу шахтера.

Самая большая угольная компания Norske Spitsbergen Coal Company была основана в 1916 году и управляла семью угольными шахтами в Лонгйире. Раньше основой экономики Шпицбергена была именно добыча угля, но сейчас этот процесс перестал быть рентабельным и поддерживается скорее по традиции, а деньги приносит туризм. Теперь только в шахте № 7 работают люди и 30% добытого угля используется для обеспечения тепла и электричества жителям Лонгйира.

Ну и напоследок мы заглянули в самый северный магазинчик, торгующий шоколадом, – Fruene (Fruene AS, Pb 620, 9171 Longyearbyen) . У них есть большой выбор сладостей для дегустации, в том числе маленькие белые медведи, и горячий шоколад, перед которым так сложно устоять, когда за окном мороз.

Что еще можно посмотреть на острове? Заброшенное шахтерское поселение Пирамида , социалистический заповедник с прекрасно сохранившимися зданиями. Хранилище семян , которое получило название второй «Ноев ковчег» и представляет собой огромное сооружение в виде подземного 120 метрового тоннеля. В нем хранятся все виды зерна. Каждая страна мира имеет свой отсек. Необычный банк был создан для сохранения в безопасности запаса семян на случай глобальной катастрофы.

Для того чтобы понять, что такое Шпицберген, определенно нужно на нем побывать и увидеть все своими глазами. Мне захотелось вернуться сюда летом. Заняться трекингом и отправиться в поход на поиски китов, тюленей, моржей и птичьи базары. Так что если ты любишь необычные путешествия и дикую природу, то смело отправляйся в край, где царствуют белые медведи, голубые айсберги и острые горы.

Лайфхаки

По насыщенности исторических событий, которые протекали на островах архипелага и в которых принимали участие представители многих стран Европы, Шпицберген не имеет аналогий. Археологи располагают огромным научным потенциалом в виде остатков промысловых поселений, погребений, приметных крестов, жиротопных печей, фрагментов судов и других объектов, которые оставили на его берегах русские промысловики, норвежские охотники, китобои из ряда стран Европы.

400 лет назад здесь бурлила жизнь. Две самые «хваткие» нации Европы — англичане и голландцы — делили сферы влияния на архипелаге. Но если быть более точным, здесь был целый интернационал. В водах Шпицбергена курсировали корабли из Франции, Испании, Дании, Швеции, немецких государств, не говоря уже о норвежцах и поморах. Порой в акватории архипелага одновременно находилось четыре сотни судов.

Спрашивается, что им было нужно в этом Богом забытом регионе? Ворвань! Китовый жир, который с начала XVII века стал одним из самых востребованных товаров в Европе. Ворвань была, по сути, тогдашней нефтью. Она была главным осветительным материалом для ламп почти до конца XIX века, пока ее не заменил керосин. Зажиточные европейцы отказывались от пожароопасных восковых свечей и переходили на более «продвинутые» в технологическом смысле лампы. Удивительно, но этот факт повлиял прямым образом на образ жизни европейцев. Благодаря добытой в далекой Арктике ворвани, они стали позднее ложиться спать, больше читать, а главное больше работать, поскольку освещение в артелях с помощью китового жира было дешевле «воскового» освещения.

Давайте узнаем эту историю подробнее …


Разделка вытащенного на берег кита на Шпицбергене (гравюра на дереве 1590 года)

Интересно, что распространение ворвани в Европе было крайне невыгодно Московскому государству, которое было одним из главных экспортеров воска. Однако на Руси тогда было мало чиновников, которые бы могли мыслить категориями глобальной экономической стратегии.

А началось все с Виллема Баренца, который летом 1596 года обнаружил в арктических водах скалистый берег, который назвал Шпицберген («острые горы»). Любопытно, что тогда голландские моряки посчитали, что земля является частью Гренландии, поэтому не претендовали на «великое географическое открытие».

Вероятно, название «Шпицберген» так и «уснуло» бы в судовом журнале Баренца, если бы в прибрежной акватории голландцы не обнаружили огромную стаю гренландских китов. Это было открытие на миллиард! И вот почему…


Шлюпка с людьми Виллема Баренца проходит вдоль русского корабля. Гравюра 1598 года

Китобойный промысел в Европе к тому времени процветал в Бискайском заливе. Главными китобоями Европы считались баски, которые научились орудовать гарпуном еще в раннем средневековье. Когда китовый жир, во второй половине XVI века, получил массовый спрос в Европе, промысел бискайских китов превратился в массовое истребление. В результате за несколько десятилетий популяция этих морских млекопитающих оказалась на грани вымирания. И вот Баренц открывает новое богатое «месторождение». Возвратившись на родину (правда, без трагически погибшего Виллема Баренца), участники экспедиции находят инвесторов, и через некоторое время в арктические воды направляется первая голландская китобойная экспедиция.

Пока голландцы собирали экспедицию, свое открытие Шпицбергена совершили англичане. В 1607 году архипелаг созерцал Генри Гудзон, который тогда работал на британскую Muscovy Company (Московская компания), получившую от русских монархов монополию на торговлю с Россией. Гудзон также отметил большую популяцию китов в прибрежных водах, о чем доложил по возвращении в Британию. А через 3 года «невероятное китовое изобилие» в водах Шпицбергена отметил еще один сотрудник Muscovy Company — капитан Джон Пуль.


Голландские китобои на Шпицбергене, художник Авраам Шторк

Почувствовав золотую жилу, британская корпорация с русским названием в 1611 году отправляет первую китобойную экспедицию, усиленную басками-гарпунерами. Однако два корабля терпят катастрофу. Но английские «москвичи» не сдаются, и уже в следующем году снаряжается новая экспедиция к Шпицбергену. И здесь британских моряков ждет сюрприз: в акватории архипелага они встречают голландское и французское китобойные судна. В 1613 году Muscovy Company решает покончить с конкуренцией раз и навсегда, отправив к берегам Шпицбергена 7 боевых судов, которые разогнали несколько десятков голландских, испанских и французских кораблей. Это привело к международному политическому конфликту.


Печать Muscovy Company, середина XVI века

Голландцы, испанцы, французы настаивали на том, что акватория Шпицбергена (все участники называли его Гренландией) является нейтральными водами, и англичане не имеют никакого права на монополию. Кроме того, представители Нидерландов заявляли даже о своем преимуществе, поскольку именно Баренц открыл Шпицберген. Представители Muscovy Company в свою очередь утверждали, что исключительные права они получили от «московского государя». Дескать, еще с конца XV века эта земля принадлежит русским, которые даже там организовали поселения.

Действительно, есть даже письмо немецкого географа Иеронима Мюнцера к португальскому королю Жуану II, написанное в конце XV века, в котором говорится о недавно открытом острове Грумланд (так русские поморы называли Шпицберген), который входит в состав владений великого князя Московского. О Грумланде, который принадлежит Василию III, докладывал королю Кристиану II датский адмирал Северин Норби, посетивший Москву в 1525 и 1528 годах.

Но в спор включился король Дании и Норвегии Кристиан IV, который говорил, что эти арктические территории испокон веков принадлежали норвежцам и назывались Свальбард. В качестве аргумента приводилась выжимка из старой норвежской хроники, что в 1194 году недалеко от Исландии скандинавские мореплаватели открыли землю, которую назвали «Свальбард» («холодные берега»).


Мануфактура по переработке китового жира, художник Корнелис де Ман

Уже в XX веке исследователи поставят под сомнение этот факт. Возможно, кто-то и плыл из Исландии в конце XII века и наткнулся на какие-то «холодные берега», однако, вероятней всего, Свальбардом отважные моряки тогда назвали местность на востоке Гренландии или остров Ян-Майен, которые не имеют никакого отношения к Шпицбергену.

Неизвестно, поверили ли англичане в норвежскую легенду, но в 1614 году они предлагают монарху датско-норвежского государства выкупить монопольное право на остров. Кристиан IV отвергает предложение, и в 1615 году на Шпицбергене высаживаются 3 скандинавских воина с целью собрать дань с обосновавшихся там интернациональных китобоев. Правда, труженики гарпуна отправляют норвежцев восвояси.


Поморский коч у Груманта

К этому моменту голландская китобойная Северная Гренландская компания договорилась с британскими «москвичами» о делении архипелага на две сферы влияния. Незначительные «куски» достались также французам и датчанам. Голландцы взялись за освоение Шпицбергена с максимальной интенсивностью. Вскоре на острове Амстердам выросло поселение китобоев Смееренбург, где трудилось в сезон до 200 человек. Англичане осваивались более вяло, а потом Muscovy company попало в тяжелое финансовое положение, что позволило голландцам фактически установить монополию за промыслом. А после того, как царь Алексей Михайлович лишил «москвичей» всех привилегий в России, англичан на архипелаге остались единицы.

Ну а потом киты кончились… Вместе с ними испарились и англичане с голландцами. Архипелаг пришел в запустение.

А что же поморы, спросите вы? Где же были все это время первооткрыватели Груманта? Отвечаем: мореходы Русского Севера были всегда рядом… Например, почти во всех арктических экспедициях Muscovy Company всегда был русский проводник, лоцман, или, как называли сами поморы, «корабельный вож». После англичан поморов стали нанимать и голландцы, и французы, и датчане.

История освоения Груманта восходит ко временам Руси Новгородской — уже в то время новгородские бояре, владевшие Лафотенами и граждане Новагородские, проживающие там, имели «летние квартиры» на Груманте. После разгрома Новгорода и разорения русских поселений на Лафотенах норманнами Грумат на какое-то время был практически забыт.

Однако менее чем через сто лет после новгородского разгрома холмогорские рыбаки снова обосновались на берегах Груманта. Такое тяготение русских к этим северным негостепреимным островам вполне объяснимо — водораздел между теплым Гольфстримом и холодными водами Северного океана буквально кишел рыбой, а сами острова — богаты песцом.

В XVII-XVIII веках практически все южные берега архипелага были усеяны летними избами русских рыболовов. В начале XVIII века, после нескольких вынужденных зимовок на Груманте были построены настоящие северные усадьбы, позволявшие проводить суровые северные зимы в более-менее сносных условиях. И хотя Грумант никогда не имел постоянного населения, в конце XVIII-XIX веках практически ежегодно на острове зимовали русские поморы, в иные годы — до 500 человек.

В 1765—1766 — Михаил Ломоносов организовал две морские научные экспедиции к Шпицбергену под началом В. Я. Чичагова, однако суровый климат не позволял организацию на архипелаге постоянных поселений и вплоть до начала 20-го века Шпицберген официального российского присутствия не имел. Тем не менее, поморы поддерживали сезонное охотничье присутствие на архипелаге, а наиболее отчаянные из них регулярно оставались на зимовку.


5-метровый поморский навигационный крест у входа в залив Марчисон на Шпицбергене, поставленный в первой трети XIX века

Кроме того, каждый год поморские промысловики отправлялись на архипелаг бить моржей и котиков — китобойный промысел поморов не интересовал. А еще русские мореходы ставили на архипелаге свои знаменитые навигационные деревянные кресты, на которые ориентировались все. В те времена именно поморский крест был своего рода маркером того, что «Грумант — русская земля, и вы, китобои и умелые торговцы ворванью, всего лишь гости».

Интерес к архипелагу получил новое направление, когда в 1800 году шкипер промыслового судна Сëрен Цахариассен, вернувшись из плавания, привез из района Исфьорда уголь самого высокого качества. Стало понятно, что на Шпицбергене могут быть огромные запасы высококалорийного каменного угля. Тогда бороться за архипелаг начали шведы, норвежцы, американцы и русские. Активная добыча «черного золота» выдвигалась как законное право на владение территорией.


Шведско-норвежская полярная станция на Шпицбергене, на рубеже XX века

Россия, чтобы закрепить свое присутствие в Арктике, наметила такой механизм: сначала развернуть хозяйственную деятельность, подкрепить ее научным изучением интересующего района, и лишь затем предпринимать политические меры. И когда в 1871 году Шведско-Норвежское правительство захотело монополии на архипелаг, Россия ответила однозначно против. Этого принципиального положения в вопросе о принадлежности Шпицбергена МИД России придерживался постоянно:

«архипелаг не может быть объектом исключительного владения какого-либо государства, а подданные и компании всех государств имеют здесь равные права в социально-экономической и научной деятельности, которая должна носить исключительно мирный характер».

Активно отстаивать свои права на Шпицберген Россия начала лишь в 1905 году. Тогда МИД России принял решение:

«организовать на архипелаге какое-нибудь русское предприятие, формально не принадлежащее государству, которое продемонстрировало бы нашу деятельность на Шпицбергене и помогло бы русскому правительству отстаивать наше старинное право на эту территорию».

Активизация экономической деятельности на Шпицбергене компаний европейских стран заставила и правительство России заняться «шпицбергенским вопросом». Оно приняло решение направить на архипелаг экспедиции, которым поручалось провести разведку месторождений каменного угля. Выполнить это поручение удалось экспедиции известного исследователя Севера Владимира Русанова, вскоре после этого погибшего в арктических льдах. Анализ образцов угля показал перспективность открытых месторождений.

В 1912 году он обнаружил ряд угольных месторождений, которые впоследствии помогли защитить интересы России на архипелаге. В результате, на международных собраниях всегда признавали преимущественные права на Шпицберген трех стран — России, Норвегии и Швеции.

Пока в России бушевала сначала Первая мировая война, а затем Гражданская, Норвегия воспользовалась «занятостью» своего главного конкурента, чтобы добиться суверенитета над Шпицбергеном. Для этого Совет десяти Парижской мирной конференции образовал специальный комитет в составе представителей Великобритании, Франции, США и Италии. И в 1920 году они подписали Шпицбергенский трактат, согласно которому Норвегия официально «получила» архипелаг.

В договор внесли уточнение о равных правах между Советским государством и другими странами-участницами договора. Однако Россию не только не пригласили на Парижскую конференцию, но даже не известили о намерениях Норвегии относительно Шпицбергена. Интересно, что на тот момент никто из участников договора не вел какой-либо экономической активности на архипелаге.

Пересмотр Парижского договора российскому правительству казался маловероятным. Но у Советской России была более важная цель — дипломатическое признание и заключение торгового договора. Поэтому в том же 1920 году Россия заявила, что «ни одно международное соглашение, в котором она не участвовала, не обладает для нее обязательностью или силою политическою или юридическою»:

«С глубочайшим изумлением узнало Российское Советское Правительство из парижской радиограммы от 11 февраля о том, что Правительства Великобритании, Франции, Италии, Японии, Северо-Американских Соединенных Штатов, Дании, Нидерландов, Швеции и Норвегии заключили между собой договор, постановляющий присоединение Шпицбергенских островов к Норвегии».

Дирижабль «Norge» с полярной экспедицией Руала Амундсена над снегами Шпицбергена, 11 мая 1926 г.

Норвегия понимала, что если Россия не признает Парижский договор, документ не будет иметь юридическую силу. Поэтому заручиться согласием СССР Норвегии было необходимо, и в 1924 году она признала Советское государство. После этого Россия подписала Парижский договор. Когда в 1935 году СССР официально присоединился к Шпицбергенскому трактату, то выкупил у Норвегии часть земли.

12 июня 1931 года было подписано соглашение о покупке акций «Англо-русского Груманта», и угольное месторождение, состоящее из восьми земельных участков общей площадью 80 квадратных километров, перешло под государственное владение СССР. 07 октября 1931 года на основании решения Советов народных комиссаров СССР был организован трест «Арктикуголь» и утвержден его устав. Одним из первых руководителей треста был Плисецкий Михаил Эммануилович - отец всемирно известной балерины.

Вскоре после войны, уже в 1948 году, были начаты работы по восстановлению советских угольных рудников на Шпицбергене. К 1950 году добыча угля на «Груманте» составила 88,8 тысячи тонн, т. е. почти достигла довоенного уровня. Последние тонны грумантского угля были выданы 15 июля 1961 года. Однако с прекращением добычи угля жизнь на «Груманте» не остановилась. Жилые дома стали использоваться учеными советских экспедиций. На мореходных картах сохранилось старинное название рудника «Грумант» — «Сити».

За шестидесятилетний период «Арктикуглем» добыто свыше 22 миллионов тонн угля, из них 2 млн. тонн — рудником «Грумант», 13 млн. тонн — «Баренцбургом», свыше 7 млн. тонн — «Пирамидой». Рудник «Баренцбург», названный именем выдающегося исследователя Арктики Виллема Баренца, раскинулся на восточном береry Грёнфьорда у подножия горного массива Олаф, ступенями спускающегося к заливу. Кстати, мы уже

После Второй мировой войны Советское правительство предложило Норвегии расторгнуть Парижский договор и договориться, чтобы Шпицберген принадлежал обоим государствам. Норвежцы согласились на переговоры, но на этом все закончилось. А после вступления Норвегии в 1949 году в НАТО вопрос об изменении статуса архипелага был снят советской стороной. В условиях холодной войны для СССР было важнее сохранить тот статус Шпицбергена, который был определен в 1920 году.


Металлические бонны треста «Арктикуголь», чеканились номиналы 10, 15, 20 и 50 копеек, использовались в качестве разменной монеты для работников треста на территории архипелага, имели хождение до 1957 года.

В 1950-е годы Норвегия начинает вытеснять с архипелага другие страны. Для этого введены односторонние законодательные уставы «Горный устав» и «Законодательство о 200-мильной рыбоохранной зоне вокруг Шпицбергена». Правда в 1978 году Норвегия и СССР заключили соглашение о совместных мерах контроля за рыбным промыслом, который, однако, северное королевство регулярно нарушает.

Согласно Парижскому договору, на Шпицбергене запрещено строить военно-морские базы и оборонительные сооружения. Архипелаг не должен использоваться в военных целях. Однако после вступления Норвегии в НАТО на Шпицбергене появилась военная инфраструктура.


Вертолёт Ми-4, Шпицберген, 1965 год

После распада СССР Норвегия тут же ввела вокруг Шпицбергена 200-мильную экономическую зону. При том, что без согласия государств-участников Парижского соглашения, Осло не имеет никакого права что-либо менять в статусе архипелага. Кроме того, Норвегия в акватории архипелага ведёт промысел китов, хотя это строжайше запрещено международной конвенцией.

Бывший Посол России в Норвегии Ю.А. Квицинский отметил, что:

«..на протяжении десятилетий Норвегия ведет здесь хоть и умелую, но довольно рискованную игру с целью превращения своего условного суверенитета над архипелагом в безусловный, выхолащивания Парижского договора и присвоения себе прав, не предусмотренных указанным договором. Эти усилия носят, к сожалению, системный и продуманный характер».

Неоднократно после Второй мировой войны Советский Союз, а затем и Россия направляла в Осло протест за протестом о нарушениях норвежской стороной условий Шпицбергенского трактата. В 2010 году подписан договор о разграничении морских пространств и сотрудничестве России с Норвегией в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. Так Норвегия лишилась морской монополии.

Основной доход Шпицбергену приносит рыбный промысел, туризм и добыча угля. Местный уголь высокого качества, а его запасы эксперты оценивают в 10 млрд. тонн. Кроме этого, в недрах архипелага оказалась нефть. Российские геологи из "Арктикугля" нашли ее еще в 1992 году, и долгое время скрывали от норвежцев. Геологи полагают, что количество углеводорода на архипелаге сопоставимо с Тимано-Печорской нефтегазоносной провинцией.


Российский посёлок Баренцбург на Шпицбергене

Сейчас население Шпицбергена составляет 2500 человек. Большая часть норвежцы и около 500 человек — русские. Русские поселки здесь: Баренцбург, Пирамида и Грумант. В поселках невысокие панельные или кирпичные дома, полное отсутствие деревьев и какой-либо зелени. На архипелаге не принято умирать. Здесь даже нет кладбища, поскольку могилы могут раскапывать белые медведи.

Паровозик и узкоколейка напоминают о тех временах, когда повсюду на Шпицбергене велись активные разработки угля (посёлок Ню-Олесунн)

Попасть на архипелаг можно из России и Норвегии. Перелет из Осло до Шпицбергена займет 3 часа, из Трумсё - чуть больше полутора. Также ходят несколько судов. Самый быстрый морской круиз (3 дня) отправляется из Трумсё и стоит около 50 тысяч рублей, 10-дневный из Осло - примерно 300 тысяч рублей.


Туристы на снегоходах, архипелаг Шпицберген

В России несколько раз в году из Мурманска отправляется грузовой корабль компании «Арктикуголь». Билеты на него не продаются, но местные жители говорят, что с экипажем можно «договориться». На том же самом судне можно добраться до архипелага и легально - просто устроившись на работу в эту компанию.

И еще. Если вы волею судеб окажетесь на Шпицбергене, не берите норвежского экскурсовода. Ибо свою экскурсию они начинают так: «Вам сейчас будут рассказывать, что архипелаг открыли поморы, не верьте ни единому слову».

Острова Шпицберген, мрачные каменные острова за полярным кругом. Само название данное голландцем Баренцем означает «Острые горы». Общая площадь составляет около 64 тысяч квадратных километров, но люди населяют их не слишком охотно – население островов около 3 тысяч человек. Большая часть – норвежцы и русские.

Сюда часто ходили бить кита и морского зверя. Но когда кита выбили, а оставшегося запретили, желания сюда плавать почти ни у кого не осталось. Зимовать на Шпицберген тоже никто не рвётся. Здесь из 50 видов птиц, что здесь гнездуются, зимует лишь одна несчастная полярная куропатка, что не может сбежать от зимы на своих коротких крылышках и вынуждена, словно зверь рыться в сугробах, в поисках пищи.

Шпицберген – демилитаризованная зона, что означает запрет содержания какого бы то ни было оружия. Здесь ведётся разработка каменного угля, запасы которого весьма значительны. Однако, уголь сейчас не слишком котируется в мире и поэтому практически весь уходит на обогрев местных посёлков. К тому же, самый легкодоступный, что был практически на поверхности, уже выработали. Впрочем, время от времени поднимается вопрос о «возрождении угольной промышленности», но голоса звучат не очень громко, ввиду малочисленности населения островов, противоположных слов всяческих зелёных и Гринписов. К тому же, доход у островитян на 20-30 % выше чем у жителей материковой Норвегии, потому особо не бедствуют.


Спрашивается, что им было нужно в этом Богом забытом регионе? Ворвань! Китовый жир, который с начала XVII века стал одним из самых востребованных товаров в Европе. Ворвань была, по сути, тогдашней нефтью. Она была главным осветительным материалом для ламп почти до конца XIX века, пока ее не заменил керосин. Зажиточные европейцы отказывались от пожароопасных восковых свечей и переходили на более «продвинутые» в технологическом смысле лампы. Удивительно, но этот факт повлиял прямым образом на образ жизни европейцев. Благодаря добытой в далекой Арктике ворвани, они стали позднее ложиться спать, больше читать, а главное больше работать, поскольку освещение в артелях с помощью китового жира было дешевле «воскового» освещения.

Интересно, что распространение ворвани в Европе было крайне невыгодно Московскому государству, которая была одним из главных экспортеров воска. Однако на Руси тогда было мало чиновников, которые бы могли мыслить категориями глобальной экономической стратегии.

А началось все с Виллема Баренца, который летом 1596 года обнаружил в арктических водах скалистый берег, который назвал Шпицберген («острые горы»). Любопытно, что тогда голландские моряки посчитали, что земля является частью Гренландии, поэтому не претендовали на «великое географическое открытие». Вероятно, название «Шпицберген» так и «уснуло» бы в судовом журнале Баренца, если бы в прибрежной акватории голландцы не обнаружили огромную стаю гренландских китов. Это было открытие на миллиард! И вот почему...

Китобойный промысел в Европе к тому времени процветал в Бискайском заливе. Главными китобоями Европы считались баски, которые научились орудовать гарпуном еще в раннем средневековье. Когда китовый жир, во второй половине XVI века, получил массовый спрос в Европе, промысел бискайских китов превратился в массовое истребление. В результате за несколько десятилетий популяция этих морских млекопитающих оказалась на грани вымирания. И вот Баренц открывает новое богатое «месторождение». Возвратившись на родину (правда, без трагически погибшего Виллема Баренца), участники экспедиции находят инвесторов, и через некоторое время в арктические воды направляется первая голландская китобойная экспедиция.

Англичане против голландцев

Пока голландцы собирали экспедицию, свое открытие Шпицбергена совершили англичане. В 1607 году архипелаг созерцал Генри Гудзон, который тогда работал на британскую Muscovy Company (Московская компания), получившую от русских монархов монополию на торговлю с Россией. Гудзон также отметил большую популяцию китов в прибрежных водах, о чем доложил по возвращении в Британию. А через 3 года «невероятное китовое изобилие» в водах Шпицбергена отметил еще один сотрудник Muscovy Company - капитан Джон Пуль.

Почувствовав золотую жилу, британская корпорация с русским названием в 1611 году отправляет первую китобойную экспедицию, усиленную басками-гарпунерами. Однако два корабля терпят катастрофу. Но английские «москвичи» не сдаются, и уже в следующем году снаряжается новая экспедиция к Шпицбергену. И здесь британских моряков ждет сюрприз: в акватории архипелага они встречают голландское и французское китобойные судна. В 1613 году Muscovy Company решает покончить с конкуренцией раз и навсегда, отправив к берегам Шпицбергена 7 боевых судов, которые разогнали несколько десятков голландских, испанских и французских кораблей. Это привело к международному политическому конфликту. Голландцы, испанцы, французы настаивали на том, что акватория Шпицбергена (все участники называли его Гренландией) является нейтральными водами, и англичане не имеют никакого права на монополию. Кроме того, представители Нидерландов заявляли даже о своем преимуществе, поскольку именно Баренц открыл Шпицберген. Представители Muscovy Company в свою очередь утверждали, что исключительные права они получили от «московского государя». Дескать, еще с конца XV века эта земля принадлежит русским, которые даже там организовали поселения.

Действительно, есть даже письмо немецкого географа Иеронима Мюнцера к португальскому королю Жуану II, написанное в конце XV веке, в котором говорится о недавно открытом острове Грумланд (так русские поморы называли Шпицберген), который входит в состав владений великого князя Московского. О Грумланде, который принадлежит Василию III, докладывал королю Кристиану II датский адмирал Северин Норби, посетивший Москву в 1525 и 1528 годах.

Но в спор включился король Дании и Норвегии Кристиан IV, который говорил, что эти арктические территории испокон веков принадлежали норвежцам и назывались Свальбард. В качестве аргумента приводилась выжимка из старой норвежской хроники, что в 1194 году недалеко от Исландии скандинавские мореплаватели открыли землю, которую назвали «Свальбард» («холодные берега»).

Уже в XX веке исследователи поставят под сомнение этот факт. Возможно, кто-то и плыл из Исландии в конце XII века и наткнулся на какие-то «холодные берега», однако, вероятней всего, Свальбардом отважные моряки тогда назвали местность на востоке Гренландии или остров Ян-Майен, которые не имеют никакого отношения к Шпицбергену.

Неизвестно, поверили ли англичане в норвежскую легенду, но в 1614 году они предлагают монарху датско-норвежского государство выкупить монопольное право на остров. Кристиан IV отвергает предложение, и в 1615 году на Шпицбергене высаживаются 3 скандинавских воина с целью собрать дань с обосновавшихся там интернациональных китобоев. Правда, труженики гарпуна отправляют норвежцев восвояси.

К этому моменту голландская китобойная Северная Гренландская компания договорилась с британскими «москвичами» о делении архипелага на две сферы влияния. Незначительные «куски» достались также французам и датчанам. Голландцы взялись за освоение Шпицбергена с максимальной интенсивностью. Вскоре на острове Амстердам выросло поселение китобоев Смееренбург, где трудилось в сезон до 200 человек. Англичане осваивались более вяло, а потом Muscovy company попало в тяжелое финансовое положение, что позволило голландцам фактически установить монополию за промыслом. А после того, как царь Алексей Михайлович лишил «москвичей» всех привилегий в России, англичан на архипелаге остались единицы.

Ну а потом киты кончились... Вместе с ними испарились и англичане с голландцами. Архипелаг пришел в запустение.

А что поморы?

А что же поморы, спросите вы? Где же были все это время первооткрыватели Груманта? Отвечаем: мореходы Русского Севера были всегда рядом... Например, почти во всех арктических экспедициях Muscovy Company всегда был русский проводник, лоцман, или, как называли сами поморы, «корабельный вож». После англичан поморов стали нанимать и голландцы, и французы, и датчане. Кроме того, каждый год поморские промысловики отправлялись на архипелаг бить моржей и котиков - китобойный промысел помором не интересовал. А еще русские мореходы ставили на архипелаге свои знаменитые навигационные деревянные кресты, на которые ориентировались все. В те времена именно поморский крест был своего рода маркером того, что «Грумант - русская земля, и вы, китобои и умелые торговцы ворванью, всего лишь гости».

Возрождение интереса

Интерес к архипелагу получил новое направление, когда в 1800 году шкипер промыслового судна Сëрен Цахариассен, вернувшись из плавания, привез из района Исфьорда уголь самого высокого качества. Стало понятно, что на Шпицбергене могут быть огромные запасы высококалорийного каменного угля. Тогда бороться за архипелаг начали шведы, норвежцы, американцы и русские. Активная добыча «черного золота» выдвигалась как законное право на владение территорией.

Россия, чтобы закрепить свое присутствие в Арктике, наметила такой механизм: сначала развернуть хозяйственную деятельность, подкрепить ее научным изучением интересующего района, и лишь затем предпринимать политические меры. И когда в 1871 году Шведско-Норвежское правительство захотело монополии на архипелаг, Россия ответила однозначно против. Этого принципиального положения в вопросе о принадлежности Шпицбергена МИД России придерживался постоянно: «архипелаг не может быть объектом исключительного владения какого-либо государства, а подданные и компании всех государств имеют здесь равные права в социально-экономической и научной деятельности, которая должна носить исключительно мирный характер».

Активно отстаивать свои права на Шпицберген Россия начала лишь в 1905 году. Тогда МИД России принял решение: «организовать на архипелаге какое-нибудь русское предприятие, формально не принадлежащее государству, которое продемонстрировало бы нашу деятельность на Шпицбергене и помогло бы русскому правительству отстаивать наше старинное право на эту территорию».

С этой целью была организована экспедиция во главе с исследователем Арктики Владимиром Русановым. В 1912 году он обнаружил ряд угольных месторождений, которые впоследствии помогли защитить интересы России на архипелаге. В результате, на международных собраниях всегда признавали преимущественные права на Шпицберген трех стран - России, Норвегии и Швеции.

Пока в России бушевала сначала Первая мировая война, а затем Гражданская, Норвегия воспользовалась «занятостью» своего главного конкурента, чтобы добиться суверенитета над Шпицбергеном. Для этого Совет десяти Парижской мирной конференции образовал специальный комитет в составе представителей Великобритании, Франции, США и Италии. И в 1920 году они подписали Шпицбергенский трактат, согласно которому Норвегия официально «получила» архипелаг.

В договор внесли уточнение о равных правах между Советским государством и другими странами-участницами договора. Однако Россию не только не пригласили на Парижскую конференцию, но даже не известили о намерениях Норвегии относительно Шпицбергена. Интересно, что на тот момент никто из участников договора не вел какой-либо экономической активности на архипелаге.

Пересмотр Парижского договора российскому правительству казался маловероятным. Но у Советской России была более важная цель - дипломатическое признание и заключение торгового договора. Поэтому в том же 1920 году Россия заявила, что «ни одно международное соглашение, в котором она не участвовала, не обладает для нее обязательностью или силою политическою или юридическою»:

«С глубочайшим изумлением узнало Российское Советское Правительство из парижской радиограммы от 11 февраля о том, что Правительства Великобритании, Франции, Италии, Японии, Северо-Американских Соединенных Штатов, Дании, Нидерландов, Швеции и Норвегии заключили между собой договор, постановляющий присоединение Шпицбергенских островов к Норвегии».
Норвегия понимала, что если Россия не признает Парижский договор, документ не будет иметь юридическую силу. Поэтому заручиться согласием СССР Норвегии было необходимо, и в 1924 году она признала Советское государство. После этого Россия подписала Парижский договор.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «travelismylife.ru» — Туристический портал - Travelismylife