Торосские горы в турции. Торосы Что такое торосы на байкале

Большой архив журналов за последние годы, аппетитные рецепты в картинках , информативные . Раздел обновляется ежедневно. Всегда свежие версии самых лучших бесплатных программ для повседневного использования в разделе Необходимые программы . Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов. Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом , весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта. Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD. Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке .

Байкал. Ледяные наплески, торосы и гроты


Байкальский лед - удивительная загадка природы. Непонятно, почему у нас, скажем, на Волге лёд десяти сантиметров белый, в то время как на Байкале, уходя на метр в глубину, лёд остаётся прозрачным, словно стекло?

Впрочем, на Байкале поражает не только прозрачность льда. Любые произведения природы из замерзшей воды - торосы, наплески и ледяные гроты, - так же привлекают внимание и завораживают путешественников. Обо всём об этом подробнее в сегодняшнем посте.


Возле берега лёд скрыт под снегом, но если отъехать метров на двести, Байкал обнажает свой чистейший голубой лёд:


Увидев зеркальную толщу, все сразу начали фотографироваться:


Морская звезда на льду:




Само собой, тут же мы "побурханили", отблагодарив местных духов за гостеприимную погоду:


А это - наплески. Их ещё называют сокуи:


Эти наплески на камнях образуются при замерзании озера в самом начале зимы. При сильном шторме наветренные скалы могут быть покрыты льдом целиком, до десяти и более метров в высоту:


После того, как Байкал замерзает полностью, его уровень падает, образуя под наплесками внушительные щели:


Наплески бывают самых разных форм:


За наплесками скрывается множество гротов. Летом к ним не подойти (судно разобьётся о скалы), однако, зимой туда легко можно попасть по льду:


Потолки гротов утыканы ледяными сосульками, бесчисленное обилие которых рисует красивые сюрреалистические картины:




Трещины на льду бывают разные. Есть огромные становые (о них позже), а есть обычные, которыми усеяна вся поверхность замерзшего озера. Эти трещины проходят по верхней части ледяного покрова, образуя узорную сетку на зеркальной глади. Фантастическая красота:


Заметили местных велосипедистов. Велосипеды на Байкале зимой - обычное дело. Далее в ходе нашего путешествия мы часто встречали туристов и путешественников на двух колёсах:


Рядом с Ольхоном есть остров Огой. Он тоже весь из себя шаманский и сакральный, говорят, это место силы. Не знаю, может, я бесчувственный чурбан, но сколько я ни путешествую, никаких мест силы и сакральных энергий я не ощущаю. А вы?


Огой представляет собой скалистый островок с несколькими бухтами, длиной три километра с запада на восток:


До недавнего времени он представлял интерес лишь для животных и местных рыбаков:


Всё изменилось, когда в 2005 году на острове соорудили священную буддийскую Субургу или Ступу Просветления. Восьмиметровое сооружение состоит из трёх ступеней, купола и шпиля. Считается, что буддийские ступы предназначаются для растворения негативных энергий и благоприятно способствуют процветанию местности. В строительстве ступы принимали участие волонтёры из Москвы, Санкт-Петербурга, Минска, Екатеринбурга, Иркутска, Нью-Йорка, Лондона и Лиссабона. Всё необходимое для строительства перебрасывали на остров на катерах и потом вручную поднимали на вершину. Особо тяжёлые грузы переносились на остров с помощью вертолётов.

Кстати, строительством ступы руководил лама из Бутана. На его счету уже более 40 построенных буддийских ступ в разных странах мира:


Наши машины:


После Огоя мы поехали кататься по Байкалу:


Вот тут за автомобилем видна становая трещина. Такие разломы возникают после замерзания озера и представляют собой сквозные трещины во льду. Их возникновение сопровождается оглушительным треском. Часто в местах трещин появляется вода, однако, в период нашего путешествия стоял холод в районе -20 и вода моментально замерзала. Местные преодолевают эти разломы с помощью специальных трапов из толстых досок, уложенных поперек щелей. Эти доски часто можно увидеть на крышах автомобилей:


При повышении температуры и сужении щелей лёд выдавливается на поверхность и создаёт торосы - нагромождения обломков льда:



В нашей экспедиции был чувак, который обратился ко мне со словами: "О! У тебя вроде неплохой фотоаппарат, сфотографируй меня!". Я могу понять, когда один-два раза просят снять на свою камеру, но этот дёргал меня постоянно у каждой ёлки и у каждой льдинки, словно я его личный фотограф. Не знаю, может, я не прав, но мне кажется, это по меньшей мере нетактично:


Солнышко начало потихоньку клониться. Показалось, что лёд - это рябь на воде с небольшими снежными островками:



В этом году на Золотой черепахе победила фотография Володи Медведева с Байкальским льдом. Всю дорогу, помня этот кадр, я пытался воспроизвести похожий сюжет по-своему. Вообще, я часто смотрю фотографии хороших фотографов и пытаюсь их воспроизвести по своему. На мой взгляд, это отлично набивает руку:


На этой льдине хорошо виден, какой лёд бывает у нас (белый) и какой на Байкале (прозрачный). В этой глыбе каким-то образом получился и тот, и другой. Очень красив переход одной структуры в другую - с мельчайшими объёмными трещинками-волосками:



Наконец, мы приехали на Ольхон. Я обратил внимание на обледенелое судной по наплесковым льдом:


Оказалось, таким образом местные жители закрыли небольшую гавань со своими кораблями (вид со стороны берега):


Ночевали мы в Хужире - единственной деревне на Ольхоне:


В следующем посте я расскажу о том как можно развлечься на ледяном Байкале!


ЛЕДОВОЕ ЦАРСТВО

Зимний Байкал оставляет неизгладимое впечатление. Исключительная прозрачность льда позволяет видеть дно на шельфе вблизи берега и заглядывать в чернеющие таинственные глубины озера. Толщина даже толстого льда неощутима и пугает своей неопределенностью. Из-за прозрачности на лед боязно выходить, хотя толщина его может превышать метр. Сквозь байкальский лед можно читать газеты и снимать, как через стекло, портреты людей. Зимние путешествия по Байкалу часто сопряжены с экстремальными условиями: сильный ветер и мороз на открытом льду – серьезное испытание для путешественника. Спрятаться от пронизывающего холода вдали от берега бывает негде, поэтому зимняя одежда должна быть максимально теплой и не продуваемой на ветру.

В конце зимы происходит мощная подвижка льда, отдельные торосы могут превышать рост человека. Вмерзшие вертикально прозрачные льдины привлекают внимание фотографов своей необычной формой и сверкающей хаотичностью нагромождения. Зеркальный байкальский лед и удивительная голубизна на сколах ледяных глыб поражают всех приезжающих. По гладкому льду путешествуют на коньках и буерах, по заснеженному озеру – на лыжах и пешком.

Наплесковый лед причудливо намерзает на скалах

Прибрежные скалы зимой украшаются многометровыми в высоту, искрящимися на солнце ледяными наплесками. Толщина льда на прибрежных камнях достигает нескольких десятков сантиметров, а высота таких ледяных наплесков на скалах с наветренной стороны при сильном осеннем шторме порой превышает десятки метров. Многочисленные гроты украшаются множеством больших ветвистых сосулек и ледяными колоннами. Такие ледяные скульптуры создаются заново каждую зиму. Особенно эффектные наплески льда и сокуи встречаются на скалах Ушканьих островов, мысах острова Ольхон – Кобылья Голова, Саган-Хушун, Хобой. Ежегодно мощные надвиги льда образуют исключительно красивые торосы вблизи мыса Рытого.

Прозрачный байкальский лед и сверкающие торосы особенно впечатляют весной. После оттепели и сильного ветра, который сдувает весь снег, лед становится идеально отполированным. С конца февраля по начало апреля совершается большинство поездок по льду Байкала. Это идеальное время для путешествий: тепло, можно находиться на льду в солнечную безветренную погоду в легкой одежде, без перчаток и даже кратковременно раздеваться до майки. Небо синее-синее, небосвод чист, а заснеженные горы противоположного берега отчетливо различаются вплоть до деталей, как будто находятся совсем рядом. В этот период интересны ледовые маршруты вдоль побережья Северного Байкала – зеркальный лед и белоснежные остроконечные вершины придают неповторимый колорит зимнему путешествию.

Вмороженные в торосах льдины поражают своей исключительной прозрачностью

В марте можно наблюдать редкое явление, когда при мощной подвижке льда возникает гидроудар, отдельные осколки вылетают вверх, как из пушки, и разлетаются далеко вокруг по замерзшему озеру. Безмолвное равновесие торосов рассыпается при этом шорохом ожившего льда. Прямо на глазах льдины выдавливаются из-подо льда. Все это сопровождается непрерывным гулом, как при землетрясении, звук идет прямо из-под ног, пугая своей мощью. Торосистый шов трещины заметно шевелится, отдельные льдины падают и рассыпаются на мелкие куски. Подвижку льда можно образно сравнить с работой жернова – как будто плотно сжатые челюсти перемалывают лед в мелкую крошку. Бывает, что в такие моменты на лед стремительно выступает вода и за короткое время покрывает его на 4–5 см. Через 3–4 мин обычно все замирает, и наступает полная тишина.

В конце марта лед становится шершавым, наносы снега затвердевают, что позволяет передвигаться на велосипедах с шипованными покрышками. Ездить по гладкому льду – занятие довольно сложное, стоит чуть сильнее крутануть педали, и велосипед гарантированно соскальзывает набок. Практика проведения туристических путешествий по льду на автомобилях, снегоходах, судне-амфибии «Хивус-10» на воздушной подушке и собачьих упряжках достаточно нова для Байкала, такие туры стали регулярно проводиться только с 2003 г. По льду Байкала можно значительно быстрее, чем летом, добраться до удаленных мест на побережье, обычно доступных только с воды. Например, чтобы добраться до Байкало-Ленского заповедника на катере от Листвянки, надо непрерывно плыть около 2 дней, зимой все это доступно за 5–7 ч езды на автомобиле от Иркутска.

Обычно на лед выезжают рано утром, чтобы застать момент феерического восхода солнца. Первые лучи восходящего солнца наполняют обычно кристально прозрачные ледяные торосы таинственным золотистым сиянием. Желание увидеть эту зимнюю красоту манит на лед, в сторону от проложенного по льду зимника к необычным торосам или обледенелым скалам. Отличие ледовых дорог – плотные наддувы снега, на которых, как на трамплине, подпрыгивает машина. При преодолении замерзших трещин и заснеженных торосов подвеска машины часто испытывает сильные удары. Только на первый взгляд издалека лед кажется гладким как зеркало, на практике часто обнаруживается, что проехать напрямик невозможно из-за извилистых трещин, торосистых полей и снежных заносов.

Скорость передвижения зависит от ледовой обстановки, так, по данным GPS-навигаторов, в одном из автомобильных трофи-рейдов по льду было пройдено 1537 км, средняя скорость движения составила – 45,1 км/ч, максимальная на гладком заснеженном льду – 102 км/ч.

При автомобильных путешествиях по льду надо прислушиваться к прогнозу погоды, чтобы не попасть в снежную ловушку после снежной метели. Выбраться после сильного снегопада без проторенной колеи для легковых машин порой невозможно.

В апреле начинается интенсивное таяние льда. За считанные дни, а иногда и часы автомобильный след полностью исчезает, покрывается водой, и ехать приходится по глубоким лужам наугад, в облаке брызг, как от глиссера. Случается, что после обеда снег на льду так расквашивается, что найти даже свой утренний автомобильный след невозможно.

Местные жители и рыбаки давно и уверенно освоили ледовые просторы для передвижения на автомашинах. Между поселками на побережье существуют ледовые дороги, а там, где их нет, в большинстве случаев можно осторожно проехать, огибая торосы и трещины. Но лучше без крайней надобности не рисковать и не съезжать с зимника, а в местах, где регулярно образуются пропарины и трещины, двигаться с проводником. Зимние месяцы – самое сложное время для путешествий, удаленные от населенных пунктов уголки побережья Северного Байкала совершенно пустынны, нет ни туристов, ни рыбаков, только лед и обжигающий морозный ветер. Говорить о том, что в ближайшие годы отдыхающие устремятся в этот холодный край, преждевременно, на побережье Северного Байкала нет ни теплых баз, ни дорог. Пешеходный переход с северной оконечности Ольхона на Ушканьи острова, например, потребует около 2 дней, причем это будет не увеселительной прогулкой на коньках или лыжах, а изнуряющим спортивным походом сквозь поля ледяных торосов и глубокие наддувы снега с тяжелым грузом зимнего снаряжения и автономного питания.

Особенность мартовских торосов в том, что благодаря весеннему солнцу уже частично сошел снег, льдинки разморозило, и груды чистого битого льда становятся подвижными. Идти через такие поля – сущее мучение. Валы битого льда и торосов иногда достигают метровой высоты, и каждому шагу предшествует предварительное обивание и расчистка от осколков мест, куда ступает нога. Идти через сложные торосы без дополнительной опоры на лыжные палки весьма рискованно. Но даже использование палок не оберегает от падений. Ноги постоянно скользят и умудряются застревать среди льдин в таких нелепых позах, что при спешке можно растянуть связки или подвернуть ногу. Неудачно упав, можно сломать лыжную палку и больно удариться локтем о лед. На 150-метровый переход через полосу торосов порой требуется более 40 мин. За полосой торосов можно встретить зеркальный лед, в котором отражаются береговые скалы, по такому полированному льду можно передвигаться скользя на подошвах, как на коньках.

ОСОБЕННОСТИ ПУТЕШЕСТВИЙ ПО ЛЬДУ ОЗЕРА

Трудно удержаться от соблазна прокатиться на машине с ветерком по гладкому и толстому байкальскому льду, да так, чтобы веером из-под колес разлетался пушистый снег. В солнечную погоду замерзшее озеро просто неудержимо манит выехать на лед и подъехать вплотную к сверкающему нагромождению торосов или к прибрежным скалам, причудливо украшенным в высоту наплесковым льдом и закрученными штормовым ветром барашками сосулек. Многочисленные автомобильные следы во всех направлениях создают иллюзию безопасности. Однако не следует обольщаться – каким бы надежным лед ни казался, его коварство непредсказуемо. Даже дороги, отмеченные вешками, иногда преподносят неприятные сюрпризы.


Ледовыми правилами не следует пренебрегать – их соблюдение обезопасит поездку. Основными из них являются: перед съездом на лед расспросить местных жителей об особенностях пути, не ездить по льду ночью, не выпивать спиртного за рулем. На байкальском льду встречаются опасные становые трещины, мощные надвиги льда и промоины, опасные для автомашин. Кем проложена дорога, часто неизвестно, поэтому не всякий автомобильный след может быть надежным. На льду могут остаться следы новичков, с риском для себя заехавших в опасное место. Живые трещины могут быть забиты льдом, и не факт, что ледяная пробка выдержит очередную машину. Надежность битого смерзшегося льда в трещинах необходимо проверять с помощью пешни или лома.

Лед около метра выдерживает вес вертолета

Байкал ежегодно замерзает, и ежегодно по льду прокладываются дороги. С началом холодов, при температуре воздуха ниже -20 °C, в первые 3–4 дня лед нарастает по 4–5 см в сутки. В конце октября замерзают мелководные заливы, 1-14 января – глубоководные районы. Обычно Малое Море покрывается сплошным льдом в декабре, весь Байкал замерзает к 15–20 января, хотя случаются редкие теплые зимы, когда эти сроки отодвигаются на целый месяц. В сроках замерзания Байкала по годам наблюдаются большие колебания. Известны случаи замерзания озера в заливе Лиственничном, например, в начале февраля (1899, 1932, 1952, 1959, 2004 гг.). В южной части Байкал закрыт льдом 4–4,5 месяца, в северной части – 6–6,5 месяца. По акватории озера толщина льда колеблется от 70 до 113 см, при этом выявлена закономерность: чем больше снега, тем тоньше лед. Считается, что лед, разбитый штормом при замерзании озера, менее прочный, чем однородный и монолитный. Но даже однородный и монолитный лед может внезапно дать трещину. Разорванный лед раздвигается, на морозе трещина очень быстро замерзает, ее слегка припорашивает снегом, и возникает опасная ловушка для машин с 2-сантиметровым льдом на дороге с вешками. Поэтому и переправа по льду с материка на Ольхон открыта только в светлое время суток: с 9 до 18 часов.

Торосы обычно бывают 1,5–3 м высотой, но отдельные из них могут достигать 5 м. Лед толщиной 10–15 см выдерживает вес пешехода, толщиной 50 см выдерживает вес грузовой машины до 15 т, толщиной 70 см – вес трактора, поэтому зимой по льду Байкала прокладывают зимники. Согласно инструкции по устройству ледовых переправ, для прохождения автомобиля общей массой 10 т толщина льда должна быть не менее 30 см, 15 т – 35 см, 20 т – 40 см при среднесуточной температуре воздуха не менее 10 °C. В теплые зимы лед на переправах через реки может искусственно наращиваться, что позволяет переправляться машинам до 5 т. При плюсовых температурах в течение 2–3 дней меняется структура льда, и его грузоподъемность уменьшается на 20 %. На мелководье и у скалистых берегов лед тает быстрее, и промоины могут появиться в любое время.

Официальные зимние переправы, например с материка на остров Ольхон, отмечены вмороженными в лед вешками и регулярно проверяются на безопасность дорожной службой.

Ежегодно в одних и тех же местах возникают становые щели – своеобразные температурные швы в ледяном покрове. Они образуются, как правило, по кратчайшему расстоянию между соседними выступающими мысами. Протяженные щели могут достигать длины до 10–40 км и ширины до 4 м, но чаще всего трещины бывают шириной от 0,5 до 1–2 м. Появление этих щелей вызвано линейным расширением или сжатием льда при суточных перепадах температуры, достигающих иногда 20–30 °C. Подсчитано, что при изменении окружающей температуры на 1 °C линейное расширение льда достигает 70 мм на 1 км. Многие из таких трещин не замерзают всю зиму, периодически суживаясь или расширяясь. Появление их нередко сопровождается сильным «артиллерийским» треском, часто пугающим людей на льду. В иркутских летописях о «замечательно больших разрывах льда, или так называемых щелях» в 1890 г. сообщается: «Таких длинных и широких щелей не запомнят даже старики-старожилы. Разрывы сопровождались ужасным гулом, наводящим панический страх на жителей Лиственничного. Казалось, что высокие горы, окружающие Байкал, готовы были разрушиться».

Опасностью являются трещины и щели шириной 0,5–2 м. Многие из них не замерзают всю зиму, периодически суживаясь или расширяясь. Ни одна трещина, даже самая простая, не пересекается с ходу. Перед каждой из них необходимо остановиться и проверить состояние льда с помощью пешни – специальной кованой острой пики с неровными гранями, чтобы та не прилипала ко льду. Часто встречаются трещины с тонким льдом, легко пробиваемым до воды пешней. Такие узкие трещины автомашины перепрыгивают на скорости. Для смягчения удара колес кромки оббиваются пешней. Затем кусками льда забивается щель с водой, машина для разгона отъезжает на 200–500 м, выставляются ворота – ориентир для водителя, где автомобиль будет прыгать, затем стремительный разгон до 70–80 км в час – и прыжок через трещину.

Кроме становых щелей, опасность для автомашин представляют пропарины, возникающие на льду в местах выхода подводных термальных ключей и газов. Пропарины, прикрытые слоем снега, обнаружить практически невозможно. Открытые пропарины – полыньи видны на льду со значительного расстояния, нужно только внимательно смотреть и уметь их различать. Опаснее, когда они скрыты тонкой коркой льда, а после снегопада припорошены слоем снега. Если пропарины вызваны выходом глубинных газов, тогда подо льдом, если он чистый и прозрачный, можно увидеть газовые пузыри. Пропарины, образованные подводными ключами или подтоком теплых вод притоков, заметить труднее. Поэтому лучше не съезжать с обозначенного накатом зимника, а там, где возможны пропарины и трещины, двигаться с проводником, хорошо знающим особенности льда в этом районе. Подозрительные места нужно тщательно обследовать и опробовать толщину льда пешней или другим острым предметом.

На толщину льда влияют также подводные течения, которые уменьшают его прочность. Например, в проливе Ольхонские Ворота по этой причине не делают ледовой переправы. В разные годы переправу устраивают либо из Куркутского залива, либо с материка после дельты реки Сармы. Указатель со стрелкой «Ледовая переправа» поможет в правильном месте выехать на лед. Официальную переправу на Ольхон обозначают вмороженными вешками, регулярно расчищают грейдером и проверяют толщину льда. На ней установлены знаки: «Допустимая грузоподъемность машин 5 т», «Дистанция между машинами 200 м», «Остановка запрещена», «Рекомендуемая скорость 10 км/ч». Большинство других зимников прокладываются рыбаками и никаких предупредительных знаков не имеют. Опытные водители всегда предпочитают придерживаться следа в нужном направлении, а если и едут напрямик, то стараются объезжать трещины и подозрительные места, которые отличаются по более серому цвету и видны издалека. Стопроцентной надежности на ледовых дорогах не бывает даже с проводником. Известно несколько случаев, когда машины проваливались на постоянных зимниках между поселками Листвянка и Коты. Значительно чаще уходят под лед автомобили, двигающиеся на свой страх и риск. В 2002 г. экспедиция МЧС летом проводила специальный поиск затонувших объектов и только в акватории Малого Моря зарегистрировала 15 неподнятых автомашин. По оценке местных жителей, на дне Малого Моря находится от 25 до 50 автомобилей.

В конце марта, когда начинает пригревать солнце, становится опасным близко подъезжать к скалам, около которых таяние льда происходит стремительнее, чем на открытой акватории озера. Следует также знать, что, несмотря на морозы и толщину, если выпало много снега и он быстро растаял, из-за впитывания талой воды и изменения своей структуры лед становится менее надежным и однородным, чем лед, на котором не было снега.

Обычно на Южном Байкале дорога прокладывается по льду озера от пос. Култук к Байкальску и до пос. Маритуя. На Среднем Байкале дорог меньше. Чаще всего по льду ездят из пос. Листвянка в пос. Коты (18 км), из пос. Большое Голоустное в бухту Песчаную. Иногда местные жители, если зима была холодной, пробивают зимник поперек Байкала – от мыса Крестовского на восточный берег. Официальная переправа, оборудованная вешками и указателями, ежегодно организуется между материком и островом Ольхон. Больше всего дорог по льду Малого Моря, это в основном рыбацкие дороги до мест подледного лова, но есть и постоянные – от пос. Хужир, вдоль острова и в пос. Онгурен, до кордона Байкало-Ленского заповедника на мысе Солнечном и далее до бухты Заворотной. Ежегодно прокладывается зимник по льду в северной части Байкала между г. Северобайкальском и пос. Усть-Баргузин через Чивыркуйский залив.

Взлом льда начинается в конце апреля от мыса Большого Кадильного, напротив которого происходит таяние под воздействием восходящих потоков теплых вод подводных источников. В последнюю очередь (9-14 июня) освобождается ото льда северная часть озера. В начале лета, в июне, на синей глади озера в северной части Байкала плавают скопления ослепительно белых льдин, на которых любят греться на солнце нерпы.

СТАНОВАЯ ЩЕЛЬ. Сквозные трещины на льду Байкала ежегодно образуются в одних и тех же местах и сохраняются в течение всей зимы. При суточных колебаниях температуры воздуха лед расширяется или сжимается. Ширина щели в течение суток может значительно меняться. Они чаще всего имеют ширину от 0,5 до 1–2 м и длину до 10–30 км. Наиболее часто встречаются в средней части Байкала между островом Ольхон, Ушканьими островами и полуостровом Святой Нос. Представляют опасность для автомобилей. Преодолевают их с помощью толстых досок или перепрыгивают на скорости.

СОКУЙ. Это один из видов льда на Байкале, образующийся вдоль берегов при первоначальной фазе замерзания озера в виде тонкой ледяной кромки – забереги, а также лед, образовавшийся осенью от приплесков волн на скалах и камнях. Толщина льда на скалах порой достигает нескольких десятков сантиметров. При сильном шторме наветренные скалы могут покрываться наплесковым льдом до высоты 10 м. Эффектные сокуи встречаются на скалах Ушканьих островов, мысах Кобылья Голова, Курминский в Малом Море и на скалах северной оконечности острова Ольхон. Ледяной панцирь сковывает камни и украшает причудливыми сосульками близко расположенные к воде ветви деревьев и кустарников.

НАДВИГИ ЛЬДА. В марте подвижка льда, усиленная ветром, может выжимать лед на берег на расстояние 20–30 м и подниматься в высоту на 15–16 м. Надвиги льда сохраняются на берегу нерастаявшими до конца мая, когда все озеро уже освобождается ото льда. В 1933 г. надвиги льда перекрыли железную дорогу около ст. Танхой и столкнули с рельсов товарный эшелон вместе с паровозом.

Февраль и март – традиционный период, когда многие россияне, уставшие от нескончаемого мороза, отправляются за солнцем и теплом в азиатские страны. Вот и я в этом году созрела, наконец, для аналогичной поездки. Составила маршрут, накопила нужную сумму, нашла попутчиков. Единственное, что не было готово – загранпаспорт, который обещали сделать к середине марта.

Тем временем, на дворе стояло 17 февраля. Близился День защитника Отечества и выходные, которые оказались в этом году длиннее, чем обычно. И мне очень хотелось воспользоваться случаем и потратить их на путешествие. Выбор, правда, ограничивался только Россией. И сейчас я понимаю, что это было даже к лучшему! Я тогда вспомнила, как пару лет назад на одной из фотовыставок впервые узнала, что из себя представляет зимний Байкал. Его фантастические пейзажи так вдохновили, что я пообещала себе обязательно когда-нибудь увидеть это великолепие живьем.

Когда мне в этот же день попался на глаза анонс о ближайшем туре на Байкал – я поняла, что время пришло! Правда, очень быстро и внезапно как-то. Мой мозг еще долго сопротивлялся, анализируя бюджет поездки. «Да за эту сумму можно в Таиланд слетать на 2 недели! А ты выбираешь 5-дневный тур, да еще и в холод. Тебе его в Москве мало, что ли?». Однако в душе чувствовался такой отклик! Интуиция подсказывала, что в Азию я еще успею слетать. А в случае с Байкалом – нужно ловить момент! К тому же февраль – самое благоприятное время для путешествия туда в зимнее время.

И вот уже вечером 21-го февраля я сидела в самолете, переполненная авантюризмом и духом первооткрывателя. Не покидало ощущение, что впереди меня ждет нечто приключенческое и даже в чем-то экспедиционное. Ведь Байкал, особенно зимний, еще не успел стать популярным туристическим курортом. И этот факт не мог не радовать!

По прибытию в Иркутск мы встретились с гидом и уже через пол часа сели на трансфер до пункта назначения. Не верилось, что через 5 часов передо мной откроется настоящий Байкал – самое чистое и глубокое озеро в мире, о котором нам рассказывали еще в младшей школе. Более того, я проведу 5 дней в самом его сердце – на знаменитом острове Ольхон! Опьяненная этими мыслями и не спавшая сутки, я погрузилась в сладкий сон прямо до нашего гостевого дома.

Место, где мы жили, оказалось более чем достойным! Номера очень уютные и теплые, в гостиной есть небольшой камин. Также здесь имеется собственная баня и столовая, где чудесно готовят!

А сам дом располагался возле красивой сосновой рощи.


Вот такой вид открывался с нашей веранды!


В первый же день я с энтузиазмом отправилась на изучение острова.
Это было нечто невероятное! То, что мне удалось увидеть и познать за все 5 дней, сложно уместить в одну статью. Столько открытий, эмоций и новых впечатлений! Кажется, я подарила частичку своей души этому дивному месту…

1. Торосы

Нестабильность физического состава озера и температуры ледяного покрова ведут к формированию торосов – ледовых обломков, поднимающихся над замерзшей поверхностью.







Выраженный бирюзовый оттенок торосов образуется примерно таким же образом, как и синий цвет водоёмов. Проходящие сквозь лёд солнечные лучи преломляются и рассеиваются. Длинные красные лучи больше поглощаются, а короткие синие лучше рассеивается, зрительно окрашивая прозрачную воду в потрясающий бирюзовый цвет.

Высота торосов обычно небольшая – до 1-1,5 м. Но в конце зимы, когда происходит мощная подвижка льда, они могут быть и выше человеческого роста!


Кое-где встречались не просто ледовые обломки, а настоящие голубые горы.
Не могу передать словами, насколько эти пейзажи будоражат мое воображение… Мысленно переносишься куда-то в Ледниковый период или на Северный полюс!


Здесь словно изображена летопись на ледовом пергаменте


А тут можно разглядеть льдины в виде затонувших кораблей, чьи паруса возвышаются над снежным покровом…


2. Музыка

Да-да, зимний Байкал имеет свою музыку! И речь тут пойдет совсем не о местном фольклоре или народных инструментах.

Этот звук не сравнится ни с чем… Это было невероятно, грандиозно и страшно одновременно!
Звук, когда ломается столь огромное озеро, подобен грому. Мой гид объяснял, что зимний Байкал только кажется тихим и уснувшим до весны… На самом деле, подо льдом вода продолжает двигаться, да еще как! Именно эти подводные течения создают торосы и трещины, покрывающие почти всю поверхность озера. Кстати, именно благодаря трещинам все живые существа, обитающие под водой, получают кислород.


Услышав первый раз данные звуки, мне показалось, будто где-то вдалеке едет машина с включенной музыкой. Это реально напоминает приглушенный бит! Но когда звук постепенно набирал громкость, а машины никакой так и не появлялось, становилось не по себе. Мое богатое воображение уже рисовало приближающееся Лохнесское чудовище, которое вот-вот проломит лед прямо под ногами!


И кое-где, кстати, были и правда трещины, куда запросто мог кто-то и окунуться.Наверное, только сейчас я начинаю осознавать, где меня вообще носило… 😉


3. Снежно-ледовые узоры

Поскольку до реальных трещин дело доходит уже после апреля, в феврале-марте можно спокойно и без всяких опасений насладиться уникальными орнаментами, которыми покрыто озеро. Можно часами рассматривать это бесконечное полотно, где ни один штрих, ни одна трещинка, ни один узор не повторится! И когда осознаешь, что всё это создано природой – очередной раз убеждаешься, что людям еще учиться и учиться у неё.





Благодаря сочетанию льда со снегом, кое-где вырисовывались очертания лиц или животных. Так и напрашивается фраза «Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей…»



В некоторых местах снег лежал прям белоснежными нетронутыми коврами, и лед рядом был чистый, без трещин. Это создавало поистине головокружительный эффект – как будто гуляешь по облакам, а не по льду!




Словно трасса между облаками 😉


4. Сокуи и ледяные гроты

Наплески на берегах и скалах, которые образуются при замерзании озера в самом начале зимы, называются сокуи. Как и узоры на льду, сокуи получаются самых разнообразных и причудливых форм!





Иногда это напоминало красиво застывшие водопады…


За наплесками скрывается множество пещер и гротов, которые летом недоступны из-за более высокого уровня воды. Несмотря на то, что я не раз была в настоящих и довольно больших пещерах, байкальские гроты очень впечатлили меня. Это словно древнее таинство, которое боишься нарушить лишним движением или звуком. И с трудом верится, что летом всё это таит и исчезает.






Потолки гротов усеяны множеством сосулек, напоминающих сталактиты.



5. Замерзшие во льду пузырьки.

Всегда интересно было представить, как выглядел бы замерзший во льду пузырь. И возможно ли такое, в принципе? Оказывается – еще как возможно!
Со дна Байкала на поверхность поднимается газ метан, выделяемый водорослями. Когда озеро покрывается льдом, замерзают и пузырьки этого газа. А поскольку они застывают на разной глубине, это создает удивительный визуальный эффект!




6. Прозрачность льда

Не зря Байкал до сих пор официально признан самым чистым озером в мире. Его воды богаты кислородом и настолько прозрачны, что сквозь лед можно и газету читать, и фильм смотреть.


А куски льда – хоть в чай добавлять, или прям так и есть 😉


Считается, что кристально чистой водой Байкал обязан микроскопическому рачку – Байкальской эпишуре, который фильтрует воду, пропуская ее через себя.

7. Средство для передвижения и активного отдыха.

Зимним туристам, отправившимся на о. Ольхон, повезло намного больше, чем летним.
Ведь отпадает всякая надобность ждать паром, который будет долго переправлять тебя с одного берега на другой. Благодаря льду, открывается огромнейшая свобода передвижения и возможность посетить даже самые труднодоступные уголки Байкала. Однако этой возможностью стоит пользоваться только в феврале и марте, когда лед уже достаточно крепкий и еще не начал таять.


Также лед – прекрасное место для активного отдыха. Тут уже каждый развлекается, как может.




А у нашей группы был в один день обед прям посреди озера. Очень необычные ощущения, скажу я вам! Как будто мы участники большой и долгой дороги, на которой нет никаких признаков цивилизации. Когда наш водитель в режиме онлайн сварил в котелке уху, она мне показалось самой вкусной ухой в жизни!


Но самое интересное развлечение, что я видела – это разведение костра прямо на льду. Кому-то явно не хватало адреналина 🙂


Подводя итоги, хочется сказать, что каждому хоть раз, но стоит побывать на Байкале. И именно зимой!
Вы испытаете такую гамму ощущений, которую не получите больше нигде.

Но это еще не всё! Стоит также упомянуть несколько слов о самом Ольхоне , в частности – о поселке Хужир, который также богат интересными особенностями и загадками.

Во время ознакомительной прогулки по поселку, мой гид остановился возле одного домика и указал на небольшое отверстие в заборе.

– Как ты думаешь, что это такое?

Мои предположения, что это окошко для домашних кошек, или что это используется вместо глазка или как отверстие для передачи чего-то, потерпели крах. Оглянувшись по сторонам, я поняла, что такое отверстие на заборе есть почти в каждом доме. Что же такого важного может понадобиться всем местным жителям? Да еще и открывается это окошко снаружи.



Мой гид посмеялся и сказал, что такой вопрос, был даже в передаче «Что? Где? Когда?» Парадокс, но жителям Хужира, который расположен на берегу Байкала, питьевую воду привозят в специальных машинах-водовозках. Когда жителей нет дома, то коммунальщики открывают оконце в калитке, протягивают шланг и выливают воду в бочку, которая всегда там стоит наготове. Этого я никак не ожидала услышать! Потом мне сказали, что даже электричество здесь провели лишь с 2005 года.


Еще одна вещь, которая удивила меня во время прогулки – на многих домах до сих пор висел новогодний декор! Я уже хотела приписать это к характеристикам местного темпа жизни… Но потом мне открыли глаза на то, что буряты, которые составляют немалую часть населения Ольхона, празднуют Новый Год в ночь с 26 на 27 февраля.

Жаль, что именно 26-го вечером у меня уже был обратный трансфер до Иркутска. Интересно было бы взглянуть на местные традиции и то, как они отмечают этот немаловажный праздник!



Также мне запомнилась атмосфера на территории заброшенного маломорского рыбозавода. Когда-то он был настоящей гордостью и красой Хужира и Иpкyтcкой области. Здесь функционировало несколько цехов: рыбодобыча, обработка, сетецех, лесотарный, механический и т.д.




А вот какая картина открывается на причале возле рыбозавода… В чем-то мрачная, но красивая и даже притягательная.



Над некоторыми кораблями очень хорошо поработали художники-граффитисты, превратив их в своего рода шедевры. У меня даже возник вопрос – почему действующие корабли так не расписывают?)
Это место скопления старых судов можно даже назвать своеобразным местным музеем. У каждого корабля как будто чувствовалась собственная душа…


Не могла я не заметить местный храм, который красиво возвышался на холме недалеко от въезда в поселок.


Видеть его здесь было довольно необычно. Лично у меня всегда Байкал и Ольхон ассоциировались с шаманизмом или буддизмом. Но еще удивительнее оказалась история постройки этого храма, которую я потом прочитала в Интернете. Цитирую из источника:

«Ко мне приехала раба Божия Наталья», – рассказывает благочинный Верхоленского благочиния о. Вячеслапав Пушкарев. «Скорбевшая по умершему мужу, она рассказала об одном решающем ее жизнь событии: в полудреме к ней явилась Божия Матерь и говорила о том, чтобы она продала квартиру в престижном районе Иркутска, на бульваре Гагарина, и купила на о. Ольхон дом, а на оставшиеся деньги построила там храм. В сомнениях она пошла к о. Калиннику, который не увидел в ее сне какой-то прелести, но отправил ко мне, как к благочинному этого района. Мы решили попробовать. Если это от Бога, то получится, а если нет, то так и остановится. Вырученных от продажи квартиры средств было недостаточно. Поэтому храм возводили по крупицам всем миром в течение нескольких лет.» Очень большой отклик вызвала эта идея у европейских туристов, которые оставляли немалые пожертвования на строительство храма.

Сейчас это Храм Державной иконы Божьей Матери. Двери туда открыты, служащих нет, можно взять свечи и заплатить, сколько хочешь.



Таким образом, Ольхон – место, где мирно соседствуют язычество и христианство.


Кстати, холм, на котором стоит храм, просто создан для того, чтобы наблюдать с него закаты и размышлять о вечном…


Желаю каждому, кто отправиться зимой на Байкал, испытать столько же ярких эмоций и ощущений!

Когда замерзает озеро?

В среднем замерзание Байкала начинается 21 декабря, а кончается 16 января, то есть на полное замерзание требуется около месяца. В первую очередь, в конце октября льдом покрываются заливы. Однако в сроках замерзания Байкала по годам наблюдаются большие колебания. Известны случаи замерзания озера в Лиственничном, например, в начале февраля (1899,1932,1952,1955,1959 гг.). При раннем замерзании толщина льда обычно бывает большей, соответственно, позднее начинается и вскрытие озера. От начала разрушения ледового покрова в южной котловине, которое происходит в апреле, до полного очищения всего водоема в мае-июне проходит также около месяца и больше. Северная часть Байкала замерзает на месяц раньше и на столько же позднее вскрывается

Замерзает ли весь Байкал?

Байкал замерзает целиком, кроме небольшого, в 10-15 км протяженностью участка, находящегося в истоке Ангары. Этот участок не замерзает потому, что в Ангару из Байкала втягиваются водные массы не только с самой его поверхности, а с некоторой глубины (до 50 м и более), на которой температура воды всегда выше точки замерзания (т.е. выше 0 °С). Поэтому в истоке Ангары даже при самых сильных морозах температура воды на несколько десятых долей градуса выше нуля. Требуется некоторое время для того, чтобы, хорошо перемешиваемая течением реки, она охладилась до О °С. За это время водные массы, оставаясь незамерзающими, успевают сплыть вниз по течению Ангары на расстояние 15-20 км. В южной части Байкал покрыт льдом 4-4,5 месяца, в северной - 6-6,5 месяца.

Какие сроки замерзания и вскрытия были на Байкале 100 лет тому назад и каковы они в настоящее время?

С середины XIX в. замерзание Байкала наступает все позже, а вскрытие раньше. Продолжительность ледового покрова сокращается. Если в 1869 г. в районе с. Култук Байкал замерз, по наблюдениям Б. И. Дыбовского, 6 января, в 1870 г, - 2 января, а в 1877 г,- 14 декабря; вскрылся в 1869 г.- 8 мая, в 1870 г,- 13-15 мая, в 1879 г,- 26 мая, то за последние десятилетия крайние сроки замерзания озера наблюдались 6 февраля (при средней дате 9 января), а крайние сроки вскрытия - 17 апреля (при средней дате 4 мая).

Какова скорость нарастания льда в Байкале при замерзании?

Она зависит от температуры воздуха и состояния погоды. В первые 3-4 дня при тихой погоде и температуре воздуха ниже -20 °С лед нарастает по 4-5 см в сутки. На скорость образования льда значительно влияет снежный покров.

Как связаны волнение и льдообразование?

Волнение играет двоякую роль: с одной стороны, оно препятствует образования ледяного покрова, а с другой -ускоряет выхолаживание воды, создает условия для интенсивного ее перемешивания, образования внутриводно-го и донного льда.

Какова наибольшая толщина льда?

Если лед на Байкале образуется при замерзании свободной поверхности воды в бесснежные и малоснежные зимы, то он прозрачен и его толщина достигает 100-110 см. При большом количестве снега толщина льда меньше: 65-70 см в южном количестве снега толщина льда меньше: 65-70 см в южных районах и 90-100 см -в северных. В торосистых местах, где лед нагромождается, его толщина 150-200 см и более.

Как влияет снежный покров на толщину льда?

По наблюдениям Б. И. Дыбовского и В. Годлевского, зимой 1869-1870 гг. соотношение было следующим: при толщине снежного покрова в 0 см толщина льда - 1 м; 1-10 см - 86 см; при 11-20 см - 80 см; при 21-40 см -77 см; при 41-60 см - 60 см; при 61-80 см - 58 см. Это важно знать, в частности, автомобилистам при передвижении по Байкалу, а также рыбакам.

Что такое внутриводный лед и как он образуется?

Внутриводный лед представляет собой кристаллы льда, возникающие в переохлажденной воде. Вода переохлаждается в зоне контакта с холодным воздухом при ветровом волнении или быстром течении и перемешивании на перекатах. При этом частицы переохладившейся воды вовлекаются в толщу или на дно реки прежде, чем успевают превратиться в лед. Процесс кристаллизации завершается у них уже в воде. Образовавшийся таким образом лед постепенно всплывает и образует шугу.

Как образуется донный лед?

При очень низких температурах воздуха и при интенсивном перемешивании воды в озере. Ледяным панцирем на дне покрываются не только камни, но и сваи причалов, рыболовные сети, водоросли и т. п. По мере утолщения ледяная корка всплывает на поверхность, иногда вместе с мелкими предметами, галькой, песком и др. Здесь отдельные ее куски смерзаются, формируется шуга, а постепенно и льдины разных размеров. Последние образуют сначала ледяные поля и, наконец, сплошной ледяной покров. Формы кристаллов донного льда самые разнообразные, так же, как и снежинок в воздухе, но они имеют более сглаженные грани. При тщательном изучении донного льда установлено, что он представляет собой рыхлую губчатую массу, состоящую из коротких тончайших ледяных пластинок из шестигранных кристаллов размеров от долей миллиметра до 1 см в поперечнике.

Что было бы, если бы лед не плавал в воде, а тонул?

Если бы лед тонул, то все водоемы умеренных и высоких широт на Земле оказались бы заполненными им от поверхности до самого дна. Солнце не смогло бы растопить эту массу, вытаивал бы лишь тонкий поверхностный слой. На планете царил бы вечный холод, и она стала бы необитаемой.

Что происходит при выпадении снега на поверхность воды в озере?

Когда снег опускается на воду, температура которой близка к замерзанию, он сбивается при волнении в гряды толщиной 0,5 м. Когда температура воды опускается до точки замерзания, мокрый снег и вода смерзаются и образуется мутный, непрозрачный лед.

Что такое сокуи?

Ледяные наплески на промерзших скалах и камнях, образовавшиеся при замерзании озера. Сокуи имеют самую разнообразную, порой причудливую форму застывших потоков, сталактитов. Толщина льда в сокуях может достигать нескольких десятков сантиметров. При сильном шторме наветренные скалы и камни могут быть покрыты наплесковым льдом целиком, до десятка и более метров в высоту. Обилие сокуев и наплесков на берегу делает его для малых судов почти неприступным. Росту сокуев способствует выбрасываемый волнами лед-шорох. Из шороха также формируются сокуи, наплески, блинчатый лед и колобовник, а иногда ледяные валы. На наветренных сторонах скал высота сокуев может достигать 20-30 м. Особенно часто таким ледовым панцирем покрываются скалы на мысе Кобылья Голова в Малом Море и на Ольхоне, севернее пади Узур.

Что такое шорох?

Шорохом на Байкале называют внутриводный кру-пинчатый лед. Он появляется позднее, чем такие поверхностные формы льда, как забереги, сало, шуга, склянка. Кристаллы шороха имеют игловидную, чечевицеобразную, бобовидную, гороховидную формы размером от 1-2 до 10-20 мм в поперечнике.

Что такое сало?

Плоские тонкие кристаллы льда, еще не смерзшиеся в сплошную корочку. Они образуются на спокойной поверхности воды и являются первым признаком ее охлаждения ниже 0°С. Сроки образования сала определяются тепловым запасом воды. Чем мелководнее и обособленнее район от центральной части озера, тем быстрее вода отдает тепло и тем раньше здесь начинаются эти ледовые явления. При тихой погоде, обычно ночью, кристаллы смерзаются в тонкие корочки. Под влиянием течений и волнения образовавшиеся корочки из смерзшегося сала разламываются, частично втягиваются в толщу воды и образуют рыхлые белесоватого цвета комки - шугу.

Что такое колобовник?

Это окатанная форма блинчатого льда, которая формируется при замерзании озера и разрушении его ледяной кромки волнами. Обычно обломки льдин имеют округлую форму, мутный цвет, часто утолщенные края. После ледостава большие поля из смерзшегося колобовника доставляют немало неприятностей автомобилистам и даже пешеходам. Езда на мотоциклах по такому ледяному покрову - сущее мучение. А между тем ездить на мотоциклах рыбакам, охотникам, да и ученым при зимних исследованиях приходится много

Что такое ледяные наплески, брызговое обледенение?

Они появляются на крутых и отвесных скалах, а также на бортах и палубах судов, их такелаже и представляют большую опасность для судов.

Длительное воздействие снега на различные предметы - деревья, камни, лед, инженерные сооружения. Снег, заметаемый поземкой, шлифует камни, полирует лед. В тех местах, где снежная коррозия проявляется ежегодно, стволы деревьев с наветренной стороны голые, не имеют ветвей, а кроны их приобретают флагообразную форму. Снежная коррозия очень хорошо видна на наветренных частях стволов деревьев на западном побережье Байкала и у верхней границы распространения древесных растений на горных склонах.

Какова мощность снегового покрова на Байкале?

Из-за часто повторяющихся сильных ветров он распределяется очень неравномерно. Вдоль западного берега ледяной покров почти бесснежный, видны лишь отдельные островки застругов в районах торосистых полей. По мере продвижения к восточному берегу толщина снегового покрова возрастает и может достигать 80-100 см.

Почему при таянии снега на льду Байкала почти не бывает луж (слякоти) ?

Лужи на поверхности ледяного покрова образуются до тех пор, пока не произойдет кристаллизация льда. Весной в нем появляются трещины, через которые такая вода уходит в подледное пространство. Когда весь лед превращается в кристаллический - игольчатый, он шумит, - издает шорох. Передвижение по такому льду очень опасно даже для пешеходов.

Что такое парниковый эффект и какова его роль на Байкале?

Термин «парниковый эффект» относят к физическому явлению, основанному на свойстве чистого прозрачного льда пропускать видимую часть света и задерживать отраженную от дна или других частиц, находящихся под ледовым покровом, длинноволновую радиацию.

Особенно заметно проявляется парниковый эффект под ледяной коркой, образующейся на поверхности льда при таянии снега. Снег тает под ней значительно быстрее, потому что она играет ту же роль, что и стекло на парниках. Это ярко проявляется на белесоватом льду. Мутный белесоватый лед задерживает и поглощает лучистую тепловую энергию только в верхнем тонком слое, разрушаясь на крупинки и пластинки постепенно, слой за слоем. При этом большинство пластинок располагается наклонно, как парниковая рама: нижний край их обращен к северу, а приподнятая часть козырька - к югу. Угол наклона примерно соответствует углу падения лучей солнца. Образование таких козырьков, создающих неровную поверхность льда, носит название «шах». При длительном подтаивании льда под козырьками ледяных корок образуются углубления до 10-15 см.

Что такое сублимация?

Испарение снега в зимнее время. В условиях Прибайкалья и Забайкалья, где зимой снега мало, а сухость воздуха и интенсивность солнечной радиации велики, выпадающий снег быстро испаряется. Поэтому на Ольхоне, например, а также вдоль западного берега Байкала скот пасут круглый год. Подобное наблюдается в Забайкалье и в Монголии.

Когда на Байкале происходит наибольшее испарение воды?

Наиболее интенсивно зимой, когда морозы самые сильные, но озеро еще свободно от ледяного покрова. В целом зимнее испарение превосходит летнее в 2-3 раза.

По данным доктора географических наук А. Н. Афанасьева, с поверхности Байкала за год испаряется 10,33 км3, или около 14,6% общего объема расхода воды из Байкала через Ангару.

Были ли айсберги на Байкале?

Вероятно, были, так как на дне Байкала есть остатки конечных морен ледников, спускающихся в озеро. В губах Аяя, Фролиха они расположены на глубине 40-50 м и более.

Что такое становые щели?

Это температурные швы в ледяном покрове. При колебаниях температуры воздуха лед расширяется или сжимается, образуя трещины или торосы. Становые щели возникают после замерзания озера и представляют собой сквозные трещины во льду. В разные годы их местоположение относительно постоянно: они обычно тянутся вдоль берега по кратчайшей прямой между соседними его выступами, расчленяя ледовый покров на ледяные поля до 10-30 км в поперечнике. Линейное расширение или сужение льда при изменении его температуры на 1 °С составляет 70 мм на 1 км льда. Колебания температуры воздуха иногда достигает 20-30 °С в сутки. Таким образом, при ширине Байкала в районе Лиственничное - Танхой в 40 км и перепаде температуры только 10 °С, суммарная ширина щелей составляет 28 м. Но так как лед покрыт снегом неравномерно, а, следовательно, охлаждение или нагревание отдельных ледяных полей также неравномерно, то трещины образуют очень сложную и сильно разветвленную сеть различной длины: от десятков до сотен и более метров. Щели живут, или дышат, то есть их ширина меняется в течение суток. Самая большая ширина становых щелей в одном месте - около 4 м. Но чаще всего они бывают шириной от 0,5 до 1,2 м. Преодолевают их с помощью специальных трапов из толстых двух-трехдюймовых досок или из бревен с дощатым настилом, уложенных поперек щелей.

Что такое торосы?

Нагромождение обломков льда вдоль становых щелей или сквозных трещин. При повышении температуры и сужении щелей лед выдавливается на поверхность и создает торосы. Так как расширение и сужение повторяется, то торосы вдоль щели образуют ярко выраженный ледяной вал. Высота торосов обычно сравнительно невелика -до 1-1,5 м. Но иногда они могут достигать 10-12 м. Время образования торосов определяют по толщине льдин, из которых они образованы. Из тонких льдин торосы образуются в начале ледостава, а из толстых — обычно весной, когда увеличиваются суточные перепады температуры воздуха и начинается прогрев льда весенними лучами солнца.

Как образуются надвиги льда?

Чаще всего весной, когда при подтаивании поверхностных слоев льда и снега растаявшая вода сначала заполняет сухие температурные трещины, а потом в них замерзает. Трещины перестают играть роль температурных компенсаторов, лед становится монолитной массой, а его поверхность при таянии более шероховатой. Во второй половине зимы (с февраля) и весной на Байкале усиливаются ветры. В это время подвижка льда, усиленная еще и ветром, приводит в движение большие ледяные поля. В местах, где возникает сопротивление, или существует препятствие (береговой припай, инженерные сооружения и др.), возникает нагромождение движущейся массы льда - надвиг. Надвиги, возникающие при замерзании озера, бывают из более тонкого льда и меньших масштабов. Они обычно не представляют такой серьезной опасности для инженерных сооружений, как надвиги весенние.

Почему зимой не бывает надвигов льда?

Зимой более устойчивая отрицательная температура, без резких и долговременных перепадов, лед более крепкий. Колебание температуры и происходящие при этом расширения или сужения льда компенсируются трещинами во льду и становыми щелями.

Каковы масштабы и мощность надвигов?

Лед может выжиматься на берег на расстояние до 20-30 м, а его нагромождения при встрече с надежным препятствием - скалой, например, - подниматься на 15-16 м. В 1962 г. В Южном Байкале наблюдали ледяные валы от надвигов высотой до 20—30 м. В 1933 г. такие нажимы льда перекрыли железнодорожное полотно около ст. Танхой и столкнули с рельсов товарный железнодорожный эшелон вместе с паровозом. Весной 1960 г. на судоверфи им. Ем. Ярославского ледокол «Ангара» водоизмещением 1400 т был вытеснен льдом на береговую отмель.

В этом же году в пос. Лиственничном и в порту Байкал надвигами разрушены причальные сооружения. В бухте Сосновка 13 мая 1960 г. при полном штиле подвижкой льда на берег вытеснились камни весом 5-6 т.

Для защиты инженерных сооружений или судов от повреждения ледовыми надвигами вокруг защищаемых сооружений прорубают майну - щель для свободного смещения льда. Ширина майны должна быть не менее полуторной толщины льда. Но не всегда такие предохранительные меры достигают цели. Надвиги иногда бывают такими значительными, что подобные майны не предотвращают их. В таком случае нужны другие, более активные меры. Обычно приходится дробить надвигающийся лед взрывами.

Сила воздействия надвигов льда огромна. Прямых ее измерений, к сожалению, пока не произведено.

Масштабы воздействия надвигов зависят от метеорологических условий - силы ветра, степени повышения температуры при потеплении, а также от размеров пришедших в движение полей. На Байкале они бывают до 200-300 км2, масса льда, приходящая при этом в движение, достигает 180-220 млн. т. Сила инерции такой массы весьма внушительна. Если даже лед перемещается со скоростью 1 см/с, то и в этом случае при толщине льда в 1 м воздействие приобретет огромную силу, а развиваемая мощность сопоставима с мощностью десятков и даже сотен крупнейших гидроэлектростанций. Скорости же перемещения ледяных полей бывают в десятки раз большими (до 0,5-0,6 м/с), следовательно, и сила воздействия такого льда во много раз большая.

Когда на Байкале бывает «артиллерийская канонада»-?

Ежегодно зимой, после замерзания всей акватории озера. Ледяной покров при резком и значительном понижении температуры охлаждается и сокращается. В нем появляются усадочные трещины. Их размер зависит от абсолютной величины и скорости понижения температуры. При меньшем охлаждении возникают многочисленные клиновидные несквозные (сухие) трещины; при значительном охлаждении — сквозные (мокрые) трещины. Растрескивание льда сопровождается шумом и грохотом, который напоминает артиллерийскую канонаду.

Что такое взлом льда и чем он вызывается?

Зимние взломы ледяного покрова на Байкале — явление довольно частое. Из прошлого известны случаи, когда на озере после его замерзания уже открывалась конная переправа, а затем в течение нескольких часов лед разрушался. Например, 13-14 января 1908 г. от с. Бугульдейки до с. Ха-рауз (расстояние около 25 км по льду озера поперек котловины) открылась конная переправа, а 15—16 января лед у западного берега взломало и девять подвод с лошадьми носило на льдинах по озеру в течение пяти суток; 22 человека спаслись с трудом. 19 января озеро снова замерзло, а с 21 января наладилась обычная регулярная переправа. В 1932 г. у пос. Лиственничное (Листвянки) после начала переправы лед толщиной 10-15 см был взломан сильным штормом.

На Байкале взлом льда возможен даже при его толщине свыше 30 см. Происходит это под влиянием жестких штормов типа боры. Такой срывающийся с гор ветер имеет огромную нисходящую силу с мощными, разного направления завихрениями. Под натиском ветра ледяной покров на воде раскачивается, под ним возбуждаются гидравлические волны, которые, в свою очередь, влекут за собой возникновение ледовых волн различных периодов, амплитуд и длин, распространяющихся в разные стороны. При таких волнах возникают силы, превышающие силы сцепления льда. В результате даже монолитный лед, не имеющий сквозных трещин, разламывается.

Какова грузоподъемность льда?

Грузы весом до 15 т могут перевозиться при толщине льда свыше 75 см. Если лед рассечен сухими трещинами, расчетную толщину льда необходимо увеличить на 20 %, а при мокрых трещинах - на 50 %. В 1904 г. между станциями Байкал и Танхой поперек озера была устроена железнодорожная переправа длиной 40 км. На лед укладывались на бревнах металлические рельсы, и по ним конной тягой перевозили с западного на восточный берег железнодорожные вагоны и паровозы. Вес паровозов был около 65 т. Такого концентрированного груза на сквозных трещинах лед не выдерживал, и паровозы приходилось перевозить в разобранном состоянии.

Почему молодой лед прочнее старого?

Молодой лед обычно без трещин, частички его крепко спаяны между собой, и поэтому он значительно прочнее. Сплошной, чистый молодой лед толщиной около 5 см выдерживает тяжесть человека (следует предостеречь любителей кататься по молодому льду - ходить по нему людям разрешается только при наличии 4-5-кратного запаса прочности). Раньше перевозка грузов на санях начиналась вскоре после ледостава при толщине льда 32-35 см. Если учесть, что при сильных морозах лед нарастает до 5 см в сутки, то уже не третий-четвертый день после ледостава часто начиналась переправа конной тягой, а на восьмой-девятый -автотранспортом. Однако в настоящее время, вследствие загрязнения воды и льда, его прочность снизилась.

Весной же переправа заканчивается за две-три недели до вскрытия, а иногда и раньше, хотя лед в это время имеет толщину 50-60 см. Начинается «разыгливание» льда - расчленение его под действием солнечного тепла в несвязанные между собой иглоподобные кристаллы - шестики. Такие длинные кристаллы льда пронизывают сначала часть, а потом и всю толщу льда. Кристаллы льда становятся как бы обособленными. Через такой лед вода при таянии проступает, движение по нему опасно даже для пешехода. Постепенно он расплавляется и ледовый покров исчезает

Что такое пропарины и чем они вызываются?

На Байкале поток тепла из воды ко льду весьма неравномерен, поэтому толщина льда также неравномерна. Лед тонкий там, где поток тепла так велик, что даже при сильных морозах вызывает подтаивание льда. Эти места, где образуются полыньи или лед значительно утоньшается, и называются пропаринами или ключами. Пропарины на Байкале образуются, по В. М. Сокольникову, от пяти причин: от газов, поднимающихся со дна и увлекающих

за собой более теплую воду; течений, подносящих теплую воду; термальных вод; ключевых вод; тепла речных вод в приустьевых участках. Из года в год пропарины встречаются в придельтовых участках рек Селенги, В. Ангары, в Баргузинском и Чивыркуйском заливах, над Академическим хребтом, в районе Ушканьих островов и т. д. При езде по Байкалу на автомашинах, мотоциклах или в туристических походах нужно быть очень осторожным. Районы, где бывают пропарины, лучше обходить либо по суше, либо удаляясь в море на несколько километров. Передвигаться в районах, где возможны пропарины, следует с проводником, хорошо знакомым с местами их образования.

Как обнаружить пропарины?

Открытые пропарины — полыньи — видно на льду со значительного расстояния, нужно только внимательно смотреть и уметь их различать. Но чаще пропарины бывают скрытыми тонкой коркой льда, а после снегопада припорошены слоем снега. В этом случае обнаружить их затруднительно. Если пропарины вызваны выходом глубинных газов, тогда подо льдом, если он чистый и прозрачный, можно видеть газовые пузыри. Пропарины, образованные термальными водами, ключами или подтоком теплых вод притоков, заметить труднее. Для этого нужно тщательно обследовать лед и опробовать его толщину пешней или другим острым предметом. Пропарины видны на аэроснимках и снимках из космоса в инфракрасном свете.

Где раньше всего начинает вскрываться Байкал?

В районе мыса Большой Кадильный. Здесь есть выходы газов, которые поднимают к поверхности более теплые глубинные воды, а они вызывают образование пропарин зимой и таяние льда весной.

Почему у крутых берегов лед тает раньше, чем у пологих?

Крутые, особенно скалистые берега, отражают тепловое солнечное излучение, которое ускоряет таяние льда. Кроме того, на ледяном покрове таких берегов скапливаются выносимые с побережья минеральные пылевые частицы грунта. Более темные, они больше поглощают тепла, нагреваются и также ускоряют таяние льда.

ТОРОСЫ

ТОРОСЫ

Громадные льдины или ледяные горы, плавающие в полярных морях.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

ТОРОСЫ

громадные льдины или ледяные горы (по несколько сот аршин в окружности), плавающие в полярных морях.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

ТОРОСЫ

лат. torus . Полярные льды.

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

ТОРОСЫ

ледяные скалы Северного Ледовитого океана.

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .


Смотреть что такое "ТОРОСЫ" в других словарях:

    Нагромождения льдин, образующиеся в результате сжатия ледяных полей морей, озер и рек. Высота до 10 20 м … Большой Энциклопедический словарь

    Нагромождения льдин, образующиеся в результате сжатия ледяных полей морей, озер и рек под влиянием ветров, течений и волнений. EdwART. Толковый Военно морской Словарь, 2010 … Морской словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Торос. Торосы на Финском заливе Торосы нагромождение обломков льда, до 10 20 метров в высоту, которые образуются в результате сжатия … Википедия

    Нагромождения льдин, образующиеся в результате сжатия ледяных полей морей, озёр и рек. Высота до 10 20 м. * * * ТОРОСЫ ТОРОСЫ, нагромождения льдин, образующиеся в результате сжатия ледяных полей (см. ЛЕДЯНОЕ ПОЛЕ) морей, озер и рек. Высота до 10… … Энциклопедический словарь

    ТОРОСЫ - нагромождения льдин на сравнительно ров ном ледяном покрове. Образуются в результате его деформации при подвижках, вызванных главным образом вет ром и приливными течениями. На стыках ледяных полей располагаются гряды торосов. При нажиме льдов на… … Морской энциклопедический справочник

    Нагромождения обломков льдин в ледяном покрове морей, рек, озёр. Образуются в результате бокового давления ледяных полей друг на друга, а также на берега и на мелководные участки дна и происходящего при этом обламывания их краев. Наиболее …

    Нагромождения льдин, образующиеся в результате сжатия ледяных полей морей, озёр и рек. выс. до 10 20 м … Естествознание. Энциклопедический словарь

    Прил., кол во синонимов: 1 наторосивший (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Прил., кол во синонимов: 1 торосивший (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    - (от греч. arktikys северный) северная полярная область земного шара, включающая окраины материков Евразии и Сев. Америки и почти весь Сев. Ледовитый океан (кроме В. и Ю. Норвежского моря) со всеми его островами (кроме прибрежных островов… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Ледяная пуля , Зверев , Сергей Иванович , Борьба за углеводородные месторождения набирает силу. Богатейшие залежи арктического шельфа превращаются в театры военных действий. Несколько северных стран забрасывают диверсантов на… Категория: Отечественные Серия: арктическая база. полярный спецназ Издатель: Эксмо ,
  • Ледяная пуля , Зверев С. , Борьба за углеводородные месторождения набирает силу. Богатейшие залежи арктического шельфа превращаются в театры военных действий. Несколько северных стран забрасывают диверсантов на… Категория:
КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «travelismylife.ru» — Туристический портал - Travelismylife