В какой стране самая высокая коррупция. Рейтинг: Россия сравнялась по коррупции с Кыргызстаном и упала ниже Украины. Другие оценки системы

Коррупция вызвана многими факторами, основным из которых является коррумпированное правительство. Оно грабит богатства страны и использует ее ресурсы для получения выгод для себя. Также в коррупции виноваты нечестные чиновники, плохие экономические условия, политическая нестабильность и огромное количество других причин.

Жизнь в одной из самых коррумпированных стран мира очень тяжела из-за низкого уровня жизни, высокого уровня безработицы и экономического застоя. С другой стороны, наименее коррумпированные страны мира имеют сильную экономику и обеспечивают идеальную среду для инвестирования денег, что приводит к высокому уровню жизни населения.

Вот как выглядит топ-10 самых некоррумпированных стран мира 2018 года, согласно исследованию международной организации Transparency International, которая оценивает страны по уровням коррупции в государственном секторе.

Оценки стран варьируются от 0 до 100 баллов. «0» относится к самой коррумпированной стране, а «100» относится к стране с самым низким уровнем коррупции.

10. Нидерланды — 82 балла


Страна тюльпанов и ветряных мельниц открывает рейтинг государств с самым низким уровнем коррупции.

Нидерланды обладают независимой судебной системой. И из-за этого в стране минимум случаев коррупции на любом уровне власти. Если прибавить к этому культуру доверия, социальную толерантность и эффективные меры борьбы с коррупцией, то становится понятно, почему Нидерланды — одна из наименее «продажных» стран.

На каждого жителя Нидерландов приходится 51 885 долларов ВВП (на основе паритета покупательной способности — ППС).

9. Люксембург — 82 балла


Это вторая страна в мире по показателю ВВП (ППС) на душу населения — 103 388 долларов. Хотя в Люксембурге относительно низкий уровень коррупции, существует серьезное недоверие между гражданами и политическими партиями. Почти 53% жителей Люксембурга считают своих политиков коррумпированными.

8. Канада — 82 балла


В 2017 году ВВП (ППС) на душу населения в Канаде составлял 47 307 долларов. Страна имеет одну из самых передовых и крупнейших экономик в мире, основанную, преимущественно, на изобилии природных ресурсов и развитых торговых сетях.

Тем не менее, есть еще некоторые проблемные области. При отсутствии значительных мер по борьбе со взяточничеством почти 30% руководителей бизнеса в Канаде заявили, что считают как взяточничество, так и коррупцию одними из главных проблем государства. Такие данные приводит ресурс BestReviewOf.

7. Швеция — 84 балла


Те, кто живет в Швеции, могут похвастаться высоким качеством жизни, гендерным и расовым равенством, отличной медицинской помощью, хорошим образованием, соблюдением гражданских свобод и экономической конкурентоспособностью страны.

ВВП (ППС) на душу населения в Швеции по данным 2017 года составил 50 757 долларов.

6. Сингапур — 84 балла


Единственная азиатская страна, попавшая в десятку стран с минимальным уровнем коррупции. Огромный вклад в это внес ныне покойный Ли Куан Ю — отец-основатель Сингапура. За одно поколение стране удалось вырваться из оков бедности, избавиться от коррупции и стать регионом, имеющим важное международное влияние.

ВВП (ППС) на душу сингапурского населения составляет 89 276 долларов. Выше показатели — только в Люксембурге и Катаре.

Одно из высказываний Ли Куан Ю гласит: «начните с того, что посадите трех своих друзей. Вы точно знаете за что, и они знают за что». Возможно, это один из самых эффективных в мире способов борьбы с коррупцией.

5. Швейцария — 85 баллов


Страна банков и горнолыжных курортов стабильно попадает в топ-10 различных рейтингов по уровню жизни, условиям для ведения бизнеса и прозрачности финансовой системы. Она является весьма благополучной как в экономическом, так и в политическом плане. ВВП (ППС) на душу каждого швейцарца в прошлом году составил 60 501 доллар.

Высокие доходы граждан (особенно в Женеве и Цюрихе, которые входят в число самых дорогих городов мира), превосходная система образования, качественное здравоохранение и почти полное отсутствие коррупции — все это делает Швейцарию миниатюрным раем на Земле. Вот и российский олигарх Роман Абрамович недавно подал запрос на получение швейцарского гражданства.

4. Норвегия — 85 баллов


Экономика этой страны опирается главным образом на природные ресурсы и огромные запасы природного газа, нефти, минералов, пресной воды и морепродуктов.

У небольшой по размерам Норвегии один из высочайших показателей ВВП (ППС) на душу населения — 70 066 долларов. Для сравнения: на каждого россиянина в 2017 году приходилось только 25 740 долларов ВВП (ППС).

3. Финляндия — 85 баллов


Экономически конкурентоспособная страна с хорошим уровнем образования, полным набором гражданских свобод и высоким качеством жизни. По уровню ВВП (ППС) на душу населения в 2017 году Финляндия входит в топ-30 лучших стран в мире. Этот показатель составляет 42 502 долларов.

ВВП (ППС) на душу населения в Дании оценивается в 47 992 доллара. Страна имеет очень развитую экономику и предлагает своим гражданам высокий уровень жизни, превосходное образование, отличную систему здравоохранения, гражданские свободы, прозрачность власти, демократию и высокие доходы.

1. Новая Зеландия — 89 баллов


Это самая честная и наименее коррумпированная страна во всем мире. В Новой Зеландии очень развита рыночная экономика, основанная главным образом на туризме и экспорте вин, мяса и молочных продуктов. А ВВП (ППС) на душу населения составляет 38 075 долларов.

Благодаря низкому уровню коррупции у новозеландцев есть все необходимое, чтобы жить стабильной жизнью, включая сильную экономику, широкий выбор общественных услуг, высокий уровень жизни, равенство гендерное и расовое, гражданские свободы и прозрачность власти.

Что касается России, то в рейтинге она заняла 135 строчку (29 баллов), попав в число самых коррумпированных государств. Чуть лучше дела обстоят у Украины — 130 позиция. Беларусь далеко обогнала своих соседок по бывшему СССР, разместившись на 68 строчке с 44 баллами.

А наиболее коррумпированной страной в мире является Сомали.

Международное антикоррупционное движение Transparency International опубликовало Индекс восприятия коррупции (Corruption Perception Index, CPI) за 2018 год. Россия заняла 138 место из 180 и набрала 28 баллов из 100. Последние три года Россия набирала 29 баллов, а в этом году потеряла один балл и опустилась на три места. Столько же баллов набрали Папуа-Новая Гвинея, Ливан, Иран, Гвинея и Мексика.

Индекс восприятия коррупции - составной индекс, измеряющий уровень восприятия коррупции в государственном секторе различных стран. Он составляется на основании опросов экспертов и предпринимателей, проведенных независимыми организациями по всему миру, и выходит ежегодно с 1995 года. Страны мира ранжируются по шкале от 0 до 100 баллов, где ноль обозначает самый высокий уровень восприятия коррупции, а сто - самый низкий.

В группе лидеров произошли несущественные изменения: первое место заняла Дания (88 баллов), второе - Новая Зеландия (87 баллов), а третье разделили Финляндия, Швеция, Швейцария и Сингапур (по 85 баллов). В конце списка - Сомали (10 баллов), Сирия и Южный Судан (13 баллов). Соединенные Штаты Америки получили 71 балл (на 4 балла меньше, чем в прошлом году) и впервые за долгое время не смогли попасть в первую двадцатку лидеров. Также два балла потеряла Бразилия, заработав самый низкий показатель ИВК за семь лет - сейчас у нее 35 баллов.

В группе стран СНГ и географических соседей России самый большой рывок совершил Таджикистан - с 21 до 25 баллов. На два балла улучшили свое положение Украина (с 30 до 32 баллов) и Молдавия (с 31 до 33 баллов). Часть стран остались с прежними результатами (Казахстан - 31 балл, Армения 35 баллов, Киргизия 29 баллов). Азербайджан же потерял целых 6 баллов: в ИВК - 2018 страна получила 25 баллов против 31 в 2017 году.

Помимо традиционного индекса, ИВК - 2018 включает в себя дополнительное исследование, показывающее взаимосвязь между уровнями восприятия коррупции и уровнем демократии в стране. В рамках этого исследования авторы анализируют связь между коррупцией и глобальными трендами развития демократии в условиях, когда демократическим институтам и нормам угрожают зачастую авторитарные лидеры или популисты.

С точки зрения «Трансперенси Интернешнл - Россия», Российская Федерация отлично иллюстрирует эту тенденцию. Проблемы с коррупцией связаны с тем, что действующие институты демократического общества зачастую подменяются их имитацией. В связи с этим, мы видим следующие возможности для исправления ситуации:

  1. Дополнить антикоррупционное законодательство нормами, регулирующими лоббирование, раскрытие бенефициарных собственников активов и защиту заявителей о коррупции. Ратифицировать Конвенцию Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию и принять соответствующие поправки в национальное законодательство.

  2. Исполнять обязательства в рамках международного антикоррупционного права, включая рекомендации Группы государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО). Реализовать меры по возвращению активов, украденных посредством коррупционной деятельности, и расследованию трансграничных финансовых преступлений.

  3. Повысить независимость избирательных комиссий, минимизировать влияние органов исполнительной власти на процесс их формирования.

  4. Разработать методические рекомендации и материалы для преподавателей университетов и учителей в школе, чтобы дать им применимые инструменты антикоррупционного образования. Научить учителей и преподавателей их применять.

  5. Не применять экономические, организационные, законодательные и информационные меры, ограничивающие гражданское общество и журналистов. За последние два года набор этих мер пополнился массовыми «ликвидационными» штрафами и компенсациями, которые ставят под угрозу существование независимых СМИ, антикоррупционных организаций и гражданских объединений.

  6. Вместо этого - более активно и охотно реагировать на расследования журналистов и активистов, касающиеся публичных должностных лиц.

  7. Ограничить роль государства в тех сферах общественной жизни, которые могут развиваться сами. Примеры излишнего присутствия государства, приводящего к коррупционным практикам, можно найти в наших публикациях, посвященных или .

  8. Противодействовать возникновению и функционированию неформальных общественных институтов, которые заменяют собой институты формальные, но распределяют ресурсы, полномочия и бюджеты по своему усмотрению, непрозрачно и не подотчетно.

  9. Наконец, открывать больше данных на всех уровнях.

    Материалы ИВК-2018

Россия заняла 131-е из 176 мест в Индексе восприятия коррупции - 2016 (ИВК-2016), который каждый год составляет международная организация Transparency International. Россия получила 29 баллов из 100, оказавшись в одном ряду с Ираном, Казахстаном, Непалом и Украиной.

По сравнению с Индексом 2015 года положение России фактически не изменилось: она получила то же количество баллов, а снижение позиции в рейтинге (со 119-го до 131-го места) обусловлено тем, что в этом году в нем учитывается большее количество стран.

Первое место в ИВК-2016 разделили Дания и Новая Зеландия (по 90 баллов), второе заняла Финляндия (89 баллов), третье - Швеция (88 баллов). Аутсайдеры рейтинга - Северная Корея (12 баллов), Южный Судан (11 баллов) и Сомали (10 баллов). Состав лидеров и аутсайдеров по сравнению с 2015 годом почти не изменился.

Индекс восприятия коррупции - составной индекс, измеряющий уровень восприятия коррупции в государственном секторе различных стран. Transparency International выпускает ИВК ежегодно с 1995 года. Индекс рассчитан на основании данных за последние два года (2015–2016), собранных 12 независимыми организациями в ходе опросов среди экспертов и предпринимателей по всему миру. Страны ранжируются по шкале от 0 до 100 баллов. Ноль баллов получают страны с самым высоким уровнем восприятия коррупции, 100 - с самым низким.

По мнению генерального директора «Трансперенси Интернешнл – Россия» Антона Поминова, в 2016 году в России «ранее существовавшая тенденция к уточнению норм антикоррупционного законодательства дополнилась безудержной охотой на отдельных коррупционеров и приравненных к ним». По словам вице-президента международного движения Transparency International Елены Панфиловой, эта охота лишь похожа на настоящую: «На самом деле довольные посетители стреляют в тире из заранее заготовленного ружья по уточкам, которые хозяин заботливо расставил по полочкам».

Среди наиболее важных внешних факторов, повлиявших на положение в ИВК-2016 России и других стран, - утечка документов компании Mossack Fonseca («Панамские документы»). В опубликованном архиве фигурировали офшоры людей из окружения высокопоставленных российских чиновников. Информация об этом широко освещалась в российских и иностранных СМИ и не могла не повлиять на ответы респондентов.

Согласно докладу группы государств Совета Европы по борьбе с коррупцией (GRECO), Россия в 2016 году полностью выполнила 10 его рекомендаций по борьбе с коррупцией из 21, а оставшиеся 11 выполнила частично. Кроме того, в этом году Россия стала участником соглашения Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) об автоматическом обмене финансовой информацией с налоговыми службами других стран, который должен начаться в 2018 году.

Наблюдаются некоторые улучшения в сфере антикоррупционного законодательства, однако правоприменительная практика меняется мало. Так, законодательно закреплено изъятие незаконно нажитой собственности, однако на практике эта мера почти не применяется.

Российским чиновникам запретили владеть иностранными финансовыми инструментами. Принят закон о «черном списке» людей, уволенных с государственных должностей и из правоохранительных органов за коррупционные нарушения. Введена ответственность компаний за то, что они не хранят или не обновляют данные о своих бенефициарах. Правительство своим постановлением от 28 июня 2016 года № 594 запретило федеральным чиновникам работать с организациями, сотрудниками которых являются их родственники. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда 31 октября 2016 года постановила, что чиновник может быть уволен за непредоставление сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своего супруга.

С другой стороны, из Национального плана по противодействию коррупции на 2016-2017 годы пропало упоминание о защите заявителей о коррупции - важнейшем элементе антикоррупционной политики. По-прежнему не принят закон о лоббизме, упомянутый в предыдущем Национальном плане.

Во второй половине 2016 года широкий общественный резонанс вызвали громкие дела против высокопоставленных чиновников. Например, министр экономического развития Алексей Улюкаев и генерал ФСО Геннадий Лопырев были задержаны в ноябре, а полковник-миллиардер Дмитрий Захарченко из МВД - в сентябре. Однако эти дела далеко не всегда воспринимались гражданами России в антикоррупционном контексте: как показал опрос ВЦИОМ, более половины россиян посчитало арест Улюкаева «показательной акцией или сведением счетов», а не реальной борьбой с коррупцией.

«Настоящая антикоррупция и последующее развитие страны возможны только тогда, когда начинают укрепляться институты, наиболее важными из которых является прозрачные, честные выборы для контроля за политиками от главы сельсовета до президента, а также независимая ни от одной из ветвей власти, облеченная доверием граждан и бизнеса и эффективно, а не для палочки работающая система верховенства права», - говорит Антон Поминов.

Рекомендации:
1. Разработать и принять законы о лоббистской деятельности и о защите заявителей о коррупции.
2. Обязать правоохранительные органы реагировать на общественные и журналистские расследования.
3. Включиться в международное сотрудничество по возвращению активов и установлению бенефициарных собственников.
4. Обеспечить выборность председателей судов и случайное распределение дел между судьями в рамках их специализации; обеспечить независимость хозяйственной деятельности судов от исполнительной власти и от Администрации президента.
5. Повысить независимость избирательных комиссий, сведя к минимуму влияние на процесс их формирования со стороны органов власти.

Контактная информация:

Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня мы рассмотрим такую познавательную тему, как уровни коррупции в странах мира, какие исследования в этой области и кто проводит, их достоверность, и какие можно сделать выводы, глядя на различные индексы и проценты.

Самым популярным исследованием считается определение индекса восприятия коррупции (ИВК), которое проводит общественная структура «Transparency International». Она ежегодно проводит опросы представителей бизнес-структур и аналитиков, занимающихся проблемами мировой экономики и правозащитной сферы.

Как ведут подсчет

Сам ИВК имеет большую популярность в мировом сообществе, его часто цитируют и на него ссылаются. Он представляет собой оценку по 100-бальной шкале, когда 0 имеют страны с высоким уровнем коррупционной составляющей, а 100 – ее отсутствие.

Само исследование проводится с 1995 года, и охватывало сначала не все страны мира. В опросах принимают участие аналитики из Всемирного банка помощи странам третьего мира, Африканского и Азиатского банков развития. Руку к исследованию приложили и американцы: аналитики из их Дома свободы также участвуют в опросе. Они специализируются на определении уровня демократии в мире.

Стоит ли верить?

Многие независимые эксперты в области общественных отношений, имеющие мировую известность, советуют критически относиться к данному рейтингу. Они утверждают, что коррупция распространена повсеместно, и стран, где она отсутствует, не существует.

В тех странах, где уровень коррупции низок, а индекс рассчитан в пределах 80-90 (выше нет ни у одной страны), чиновники просто лучше скрывают свои махинации и коррупционные схемы, поэтому их трудно поймать за руку.

Потому что даже про Данию, неизменного лидера этого рейтинга, говорят, вспоминая купленные непонятно зачем подводные лодки, и непонятно куда потом девшиеся. А в благополучной Исландии банкиры кошмарили все население по договоренности с властными структурами.

Страна закатившегося солнца


Если рассматривать мировую карту, на которой государства покрашены в разные цвета в зависимости от присвоенных им баллов, то становится заметным, что большинство стан Европы и Северной Америки имеют высокую антикоррупционную направленность, а страны Африки, Южной Америки и Евразии, наоборот, высокий.

Некоторые страны так или иначе выделились на общем фоне. Например, Чили является практически единственной страной в Южной Америке, где нет поддержки коррупционным интересам (66 баллов и 25 место среди 176 возможных). Тогда как ее соседи занимают нижние строчки в этом рейтинге. В Эстонии начал действовать антикоррупционный закон, и страна сразу набрала 70 баллов и заняла достойное 22 место.

Страны Европы

А вот, например, в Португалии, занявшей 30, достаточно высокое, место, 83 % жителей считают, что коррупция в стране процветает. Но, тем не менее, бывшего премьер-министра Сократеша власти за получение взяток и неуплату налогов осудили. Попробуйте у нас посадить Медведева.

Так что жители, скорее всего, наговаривают на свои власти, и свое место в ИВК страна заняла по праву. А вот в Польше, занимающей 29 место, у чиновников имеется такая нехорошая тенденция как кумовство: заняв должность во властных структурах, они подтягивают туда же своих родственников и хороших знакомых. Это, с одной стороны, вроде бы и не коррупция, но предпосылки для ее развития достаточно серьезны.

Страны против коррупции

А вот в Израиле тоже посадили премьер-министра Ольмерта за взятки, и страна по праву занимает 28 место в ИВК. А в Словении (33 место) жители неоднократно организовывали акции протеста против коррупции во властных структурах – премьер-министра Янша и главного оппозиционера Янковича обвиняют в незаконных доходах и тайном приобретении ценных бумаг.

В Испании (43 место) сняли премьер-министра Рахоя по обвинению в коррупции. Всего было арестовано 24 высокопоставленных чиновников. Чехия увеличила свой балл до 56 в 2015 году за счет отставки премьер-министра Некаса. В Южной Корее премьер-министра тоже отправили в отставку из-за взяток, и страна занимает 52 место, находясь в середине ИВК.

А что же в России?

Россия, увы и ах, занимает непочетное 134 место с 29 набранными баллами. Конечно, у нас попробуй отправить премьер-министра в отставку. Учитывая так же и лояльное отношение к коррупции у населения, и борьбу с коррупцией и распилами в основном в виде лозунгов и плакатов, место наша страна занимает вполне заслуженное.

В соседях у нас Украина, Мексика, Гондурас, Молдавия, Азербайджан, Непал и Казахстан. Кстати, у Казахстана с принятием новых антикоррупционных законов и нескольких арестов высокопоставленных чиновников есть шанс в этом году упрочить свои позиции в международном рейтинге.

Другие оценки системы

Мировой экономический форум тоже проводит оценку уровня коррумпированности отдельных секторов властных структур, в том числе и в России. Рассмотрим оценку работы некоторых из них по 7-балльной шкале, где 1 – это не эффективная работа системы, 7 – высокоэффективная:

  • Судебная система – 2,7;
  • Полиция – 3,0;
  • Коммунальные услуги и инфраструктура – 2,9;
  • Землеустройство – 3,0;
  • Налогообложение – 3,3;
  • Таможня – 3,3;
  • Государственные закупки и заказы – 2,5.

Обратили внимание, что лучше всех в стране работают налоговики и таможня? Может быть, чтобы появилось улучшение, надо было давно поменять руководство? Но 7 баллов не набрал никто. А уровень в 3 балла говорит о том, что нашим государственным структурам еще есть куда стремиться и с чем бороться.

В советское время холодная война и железный занавес надежно ограничивали Россию и ее чиновников от тлетворного влияния заграницы. Сейчас границ нет, совесть у большинства чиновников также отсутствует, поэтому воруют все и в таких масштабах, что товарищу Сталину и не снилось.

На этом с вами прощаюсь. Надеюсь, что тема затронута нужная, поэтому подписывайтесь на новые статьи нашего сайта и дайте ссылку на нее своим друзьям и родственникам в социальных сетях.

Все слышали о проблеме коррупции и громких заявлениях о борьбе с ней. Но, к сожалению, многие не до конца понимают причины этого явления и масштабы его распространенности. В таком случае трудно понять, какие методы действительно могут противодействовать коррупции, а какие – лишь популизм и красивые слова. Давайте рассмотрим основные причины и последствия коррупции, а также проблемы, связанные с ее искоренением в мире и в России.

Прежде всего, следует разобраться с самим понятием коррупции. Существует много вариантов его определений. Если обратится к словарю, определения коррупции будет звучать как «моральное разложение должностных лиц и политиков», в число которых входят незаконное обогащение, взяточничество, кража и т.д. Но борьба с «моральным разложением» больше напоминает бой с мельницами, поэтому лучше всего опираться на букву закона. Федеральный закон «О противодействии коррупции» предоставляет такое определение: «Коррупция — это злоупотребление служебным положением (…) либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды» . Выгода может проявляться в разной форме, начиная от взяток и хищения денег и заканчивая незаконной помощью друзьям и родственникам. В правовом определении перечисляются наиболее распространенные формы коррупции:

  • дача и получение взятки;
  • злоупотребление полномочиями;
  • коммерческий подкуп.

Уголовный кодекс РФ к коррупционным преступлениям относит:

  • посредничество в дачи взятки;
  • незаконное участие в предпринимательстве;
  • нарушение порядка финансирования избирательной кампании;
  • контрабанду;
  • влияние на результат спортивного или коммерческого соревнования.

Коррупцию классифицируют в зависимости от сферы, охвата, статуса коррупционера, госоргана или предприятия, равноправия или подчинения субъектов коррупции.

Но, независимо от классификации, коррупция отражает определенную систему, тип мышления, грозящий серьезными последствиями для общества. Помимо очевидных последствий в виде несоблюдения обеспеченными слоями законодательства и недоступности некоторых услуг населению, коррупция приносит огромный вред в масштабе всей страны:

  • сдерживает демократию, превращая выборы любого уровня из голосования за лучшую программу для всех в голосование за своего покровителя;
  • подрывает доверие к власти и приводит к социальной нестабильности;
  • замедляет экономическое развитие, тратя капитал на подкуп и делая выход на рынок почти невозможным;
  • снижает качество кадров, делая высшее образование и прием на работу невозможными без взятки.

Коррупция так же стара, как и само общество. Со времен появления социального неравенства власть имущие не упускали возможности злоупотребить своим положением. Такая проблема среди бюрократов упоминается даже в источниках Древнего Египта и Месопотамии. Борьбу с нечестными чиновниками в России начал еще Иван ІІІ, но, как видите, его дело так и не закончили. И это несмотря на то, что Иван Грозный не задумываясь казнил коррупционеров , а Петр I и Екатерина II пытались ввести для них высокое жалование – чтобы отбить желание взымать его с народа. Советская эпоха, начавшаяся под лозунгами борьбы со взяточниками и бюрократами, в конечном итоге породила их еще больше. Проблема остается актуальной и сейчас, несмотря на все законы и усилия. Так что же мы делаем не так?

Чтобы вылечить болезнь, нужно понять ее причины. Главные причины коррупции, помимо свойств человеческой природы и особенностей менталитета, заключаются в несовершенности законодательства и контроля, отсутствии стандартов прозрачности, нестабильности политической и экономической системы. Причины коррупции в России значительной мерой коренятся в советских традициях, терпимости населения к этому явлению, и его неверию в эффективность правоохранительных органов.

Интересный факт: Как сообщает Всемирный Банк, страны, которые активно противодействуют коррупции, могут увеличить ВВП в 5 раз!!! в течение года.

Вышеупомянутые факторы делают борьбу с коррупцией еще сложнее. Основы противодействия коррупции должны заключаться в системности подхода, направленного не только на фактический контроль и наказание, но и на предотвращение коррупции. К мерам по профилактике коррупции относятся:

  • информационная работа с населением, нацеленная на донесение к обществу идеи о недопустимости коррупции и необходимости сообщать о ней при любых обстоятельствах;
  • повышение прозрачности госструктур;
  • независимость СМИ;
  • повышение уровня соцзащищенности госслужащих;
  • упрощение бюрократических процедур, перевод их в электронную форму.

Для борьбы с коррупцией недостаточно принятия нормативных актов. Необходимы существенные изменения системы противодействия, введение новых структур и механизмов. Поэтому меры противодействия коррупции включают:

  • активное участие гражданского общества, создание и наделение полномочиями структур самоорганизации населения для борьбы с коррупцией;
  • взаимодействие правоохранительных органов и гражданского общества;
  • особое внимание к обеспечению беспристрастности судей;
  • принятие необходимых законов исходя из интересов страны, а не членов парламента;
  • повышение ответственности всех причастных сторон.

Коррупция – интернациональная проблема, и практически каждая страна в мире сталкивается с ней в том или ином масштабе. Уровень коррупции в странах мира в 2018 году тесно связан с уровнем политических и экономических показателей государства. Это объясняется правовой культурой населения, эффективностью правоохранительной системы, образованности и обеспеченности населения.

  1. Дания.
  2. Новая Зеландия.
  3. Финляндия.
  4. Швеция.
  5. Норвегия.
  6. Швейцария.
  7. Сингапур.
  8. Нидерланды.
  9. Люксембург.
  10. Канада.

Наиболее коррумпированные страны – преимущественно находящиеся в Африке, а также несколько азиатских и южноамериканских стран.

Высокие результаты западных стран объясняются многолетним опытом борьбы с коррупцией и построения демократических государств с гражданским обществом. Наказания за коррупцию в этих странах колеблются от штрафов до тюремного заключения сроком 15 лет.

Наибольший интерес представляет опыт борьбы с коррупцией стран Азии, многим из которых удалось за очень короткий срок развить экономику и общество до западного уровня. При этом коррупция была одной из главных проблем на их пути, поэтому избранная стратегия противодействия в большинстве стран была особенно жесткой, вплоть до казней и заключений на длительный срок.

Интересный факт: Одно из самых жестких законодательств по отношению к коррупционерам существует в Китае. С начала 2000-ых в стране казнили более 10 тысяч чиновников . Тем не менее, Китай остается на 83 месте в рейтинге наименее коррумпированных стран.

Но сегодня некоторые азиатские страны – лучший пример прозрачности. В Южной Корее используется система контроля через интернет, и практически каждый совершеннолетний гражданин вправе начать расследование о коррупции. Антикоррупционная система Сингапура концентрируется на предотвращении коррупции: соответствующий орган анализирует недостатки в госструктурах и корпорациях и указывает на них еще до того, как они будут использованы нечестным путем.

Коррупция в современной России представляет собой серьезную проблему. Согласно Рейтингу восприятия коррупции, индекс коррумпированности для России не меняется, а позиция РФ в рейтинге стран– медленно ухудшается: с 119-го на 131-е место. Больше половины граждан не верят, что могут внести вклад в борьбу с коррупцией в России.

Интересный факт: Ежегодно в России платят взяток на сумму, равную ВВП такой страны, как Греция.

С целью решения проблемы коррупции в России был учрежден Совет при президенте РФ по противодействию коррупции, а также специальный отдел при прокуратуре.

Согласно законодательству РФ, за коррупцию предусматривается следующая ответственность:

  • штраф;
  • лишение права занимать должность или заниматься деятельностью в конкретной сфере;
  • исправительные, принудительные или обязательные работы;
  • условный или тюремный срок до 12 лет.

Как показывает мировой опыт, достичь реальных результатов в борьбе с коррупцией можно только приобщив всех граждан к этому делу. В большинстве случаев собрать достаточно доказательств и наказать преступника получается лишь благодаря сообщениям простых граждан. Поэтому каждый должен знать, куда сообщать о коррупции. С устным или письменным заявлением следует обратиться в ближайшее отделение полиции. Также можно подать заявление в прокуратуру или суд.

Для государственных и муниципальных служащих важно помнить, что сообщение о коррупции – их прямая обязанность, а ее невыполнение – правонарушение.

Даже если сообщение о коррупции не подтвердится, сообщивший не несет за это ответственности – только если сообщение не было заведомо ложным. И все же для тех, кто чего-то опасается, можно сообщить о коррупции анонимно, с помощью телефона доверия соответствующего региона или письмом по почте.

Коррупция – система, в которую тем или иным образом включается все общество, и для эффективной борьбы с ней также необходимо участие всех активных членов общества. Первый шаг – разработка законодательной базы – уже сделан, теперь перед всеми гражданами стоит задание отказаться от искушения «упростить» себе жизнь очередной взяткой. Коррупция – одна из главных препятствий на пути к развитой экономике и обществу, и без ее устранения не обойтись.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «travelismylife.ru» — Туристический портал - Travelismylife